Широкое распространение косвенных налогов во всех капиталистических странах было обусловлено, прежде всего, фискальными выгодами налогов на потребление. Русский финансист М. И. Соболев в своей работе "Очерки финансовой науки" (1925) отмечал три фискальных преимущества косвенных налогов:

  • 1) косвенные налоги весьма доходны, так как падают на предметы широкого потребления;
  • 2) косвенные налоги включаются обычно в цену товара и, перелагаясь на покупателя, платятся незаметно для потребителя;
  • 3) косвенные налоги, входя в цену товара, не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами.

Вместе с тем исследователи отмечали и ряд серьезных недостатков косвенного налогообложения:

  • 1) косвенные налоги не согласуются с важнейшими принципами налогообложения. Н. И. Тургенев в своей книге "Опыт теории налогов" отмечал, что косвенные налоги не соответствуют первому принципу А. Смита (справедливости), поскольку никак не сообразуются с доходами платящего. Последующие ученые также отмечали их регрессивный характер, т.е. обратную пропорциональную зависимость от платежеспособности потребителей. Н. И. Тургенев считал также, что они не соответствуют и принципу удобности, ибо платящий не может отложить потребление соли или хлеба;
  • 2) косвенные налоги требуют больших издержек взимания. Это отмечал и Н. И. Тургенев, и последующие исследователи. Это объясняется необходимостью содержать большое количество персонала, контролирующего производство подакцизных товаров, торговлю, перемещение товаров через таможенную границу и т.п. Так, например, во Франции в 1828 г. расходы на взимание прямых налогов составляли около 6% от полученных доходов, тогда как для косвенных налогов расходы в среднем составляли около 12% . Необходимо отметить, что формирование системы податных инспекторов в развитых странах позволило существенным образом снизить расходы на взимание налогов. В той же Франции в 1900 г. расходы на взимание прямых налогов уменьшились до 2,9% (т.е. в два раза), а по косвенным налогам снижение произошло почти в три раза – до 4%;
  • 3) взимание косвенных налогов противоречит интересам предпринимателей, поскольку финансовое ведомство для обеспечения сбора налогов вынуждено вмешиваться в процесс производства и обмена, вводя различные ограничения, затрагивая иногда технологию производства;
  • 4) потребление не отличается постоянством и может зависеть от разных причин. В связи с этим доходы от косвенных налогов более сложно прогнозировать.

Оценивая все достоинства и недостатки косвенного налогообложения, специалисты в начале XX в. заключили, что "косвенные налоги не могут быть отнесены к числу таких форм, которые, господствуя в финансовой системе, отвечали бы основным требованиям рациональных налогов".

Преимущества прямого обложения анализировались многими исследователями. Приведем аргументы в пользу прямых налогов, изложенные русским экономистом И. X. Озеровым в его книге "Основы финансовой науки". Итак, преимущества прямых налогов:

  • 1) прямые налоги являются более твердым и постоянным источником дохода, поскольку основываются на оценке дохода, который в обычных условиях (за исключением кризисов, войн и т.п.) растет;
  • 2) доходы от прямых налогов прогнозируются с большей точностью и вероятностью их получения, поскольку прямые налоги "падают только на тех лиц, которые могут платить, и в таком размере, в каком они могут его нести";
  • 3) прямые налоги не требуют таких расходов на взимание, как косвенные.

В обобщенном виде преимущества прямого обложения были сформулированы российским экономистом Μ. Н. Фридманом в "Конспекте лекций по науке о финансах" (1910): "По общему правилу прямые налоги дают более верный и определенный доход, в большей степени соизмеряясь с платежеспособностью населения, точнее и яснее определяют податную обязанность каждого плательщика, чем косвенные налоги. Наконец, прямые доходы имеют дело только с личным доходом плательщика и совершенно пассивно относятся к производству народного богатства. История финансов показывает, что они исправно поступают и во время экономических кризисов, даже допускают и в такие моменты повышение ставок (Франция в 1848 г.)" .

По мере развития финансовая наука отошла от простого обсуждения достоинств или недостатков тех или иных форм обложения и перешла к вопросу о научном построении налоговой системы. Исследуя преимущества и недостатки каждой из форм обложения, наука пришла к выводу, что только посредством сочетания прямого и косвенного обложения можно построить налоговую систему, отвечающую фискальным интересам государства и экономическим интересам налогоплательщиков.

С. Ю. Витте в своих лекциях Великому князю Михаилу Александровичу таким образом сформулировал этот вывод: "Лишь сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана более или менее удовлетворительная система обложения, которая способна, не отягощая особенно налогоплательщика, не подрывая благосостояние массы народонаселения и не препятствуя экономическому состоянию страны, доставлять государству достаточные средства для покрытия его потребностей" .

Доброго времени суток, дорогие друзья! С вами снова Влад Новиков, и сегодня мы поговорим про налоги прямые и косвенные. Думаю, эта информация будет весьма полезна тем, кто занимается коммерческой деятельностью или только планирует начать свой собственный бизнес.

С данной статьи вы узнаете:

— базовые понятия, касающиеся налогообложения;
— принципы классификации налогов;
— какая разница между прямыми и косвенными налогами (плюсы и минусы);
— также вы узнаете про идеальную систему налогообложения !

Но вначале давайте вкратце разберем, что же такое прямые и косвенные налоги, дабы иметь некий базис, от которого можно отталкиваться в дальнейших суждениях.

Если говорить простыми словами то прямые налоги – это отчисление в пользу государства, которые налогоплательщик платит из своего кармана.

Следовательно, косвенные налоги – это платежи, финансовая ноша от которых перекладывается с налогоплательщика на его клиентов посредством включения таких налогов в стоимость услуг и/или товаров. Простой пример – это акциз на табачные изделия. Деньги берутся с кармана покупателя, но платеж в государственный бюджет делает продавец.

Методику, по которой мы будем изучать налоги прямые и косвенные, позаимствована у первого из рода философов – великого Сократа.

Сократ – это ионийский (древнегреческий) мудрец, живший в Афинах с 469 года до н. е., по 399 год до н. е., который заложил фундамент для всей современной научной системы познания. Заменив мистический подход изучения всего и вся рационализмом.

Согласно концепции познания величайшего из мудрецов, процесс изучения и передачи информации делится на несколько этапов:

Во-первых, — нужно определиться говорят ли участники процесса на одном языке. Имеется в виду, тождественны ли определения и понятия, которыми оперируют люди, говоря об одном и том же.

Во-вторых, — нужно разделить изучаемый объект(ы) на составляющие и рассмотреть его достоинства и недостатки, чтобы понять что он из себя представляет.

В-третьих, — необходимо систематизировать изученное знание и сделать выводы, дабы понять степень полезности объекта, если такова имеется.

Как-как вы говорите это называется? (базовые понятия).

Приступим к первому этапу – дадим определения основным понятиям, которые используются при рассуждениях о налогах, чтобы убедится, что мы говорим об одном и том же.

Налог (пошлина) – это безвозмездный платеж, взимаемый в обязательном порядке государством с частного или юридического лица. В идеале, это отчисление в общую «кассу», из которой деньги распределяться на создание и развитие общих благ.

Налоговая система (НС) – законодательно урегулированная система взаимодействия государства и налогоплательщика, включающая в себя: правила изымания налогов; правила их распределения; а также выгоды и санкции, касающиеся данного процесса.

Объект налогообложения (ОН) – это некий объект, имеющий физическую, количественную или ценовую характеристики, которые обуславливают необходимость уплаты налога частным или юридическим лицом, если они обладают (используют) данный объект.

Налогоплательщик или субъект налогообложения – это частное или юридическое лицо, которое в рамках действующей НС обязано уплачивать налоги.

Классификация – разделение объекта или объектов на составные части и/или объединение их в рамках одной категории. Например: дерево – яблоня или дуб, деньги – наличные и электронные, налоги — прямые и косвенные.

Налоговая ставка – размер или величина отчислений в бюджет.

Чтобы закрепить материал, давайте применим изученное на практике.

Относительно инвестиционного налога, то имеется в виду торговля ценными бумагами или материальными ресурсами (нефть, золото, бананы) на фондовых биржах. Об одном из таких видов торговля писалось в статье . Прочтите ее на досуге, если вас интересует данный вопрос.


Группа №2. Это доходы с будущего (предполагаемого) дохода. К таким относят все платежи, где налогооблагаемым объектом выступает потенциально возможный доход, который тот или иной налогоплательщик может получить посредством использования неких активов. Иными словами — это налог на имущество, которое может приносить прибыль. Следует отметить, взимание налога обязательно, даже в тех случаях, когда налогоплательщик не получил никакого дохода (прибыли).

К таким налогам относят:
— земельный налог;
— плата за использование полезных (ископаемых) ресурсов;
— налог на транспорт (дорожный или экологический сбор);
— налог с недвижимости.

Если еще несколько нюансов, но мы их разберем когда будем рассматривать вопрос относительно того, чем отличаются прямые налоги от косвенных.

Косвенные налоги – это обязательные платежи, которые уплачивает налогоплательщик, но в данном случае финансовое бремя этих платежей перекладывается на третье лицо (покупателя, клиента), которое уплачивает эти платежи налогоплательщику, а он, в свою очередь, отдает их государству.

К примеру, продавец (субъект налогообложения) продает своему клиенту литр молока (объект налогообложения), в цене которой уже заложен НДС (налог на дополнительную стоимость). Таким образом, покупатель оплачивает НДС, но платеж в государственный бюджет по этому налогу делает продавец.

Косвенные налоги, как и прямые, можно сгруппировать по некоторым признакам:

Группа №1. Универсальные – это обязательная прибавка к стоимости для всех услуг и товаров (возможны исключения). Самым ярким и известным примером такого налога выступает ранее рассмотренный НДС. Он же самый спорный и неоднозначный.

Группа №2. Индивидуальные – это косвенные налоги, применяющиеся лишь для некоторых услуг и товаров. Пример таких пошлин:
— налог с купли-продажи недвижимости;
— акцизы;
— налог взымаемый при приобретении ювелирных изделий (налог на роскошь).

Группа №3 . Фискальные – это платежи, взимаемые государством при выдаче определенных государственных разрешительных документов. Например:
— платежи за оформление некой документации (государством);
— лицензирование;
— оплата за получения разрешений (строительство, добыча/использование полезных ископаемых).

Группа №4 . Таможенные пошлины – это, по сути, плата за пересечение государственной (иногда административной) границы объектом налогообложения. Также такой налог еще называют «растаможкой». Примеры таможенного налога — это обязательные платежи при покупке заграницей и последующего ввоза на территорию РФ авто, бытовой техники, электроники, мяса и т.п.

Как денежку делить будем? Соотношение прямых и косвенных налогов в бюджете РФ.

Не буду долго томить и скажу сразу — в России соотношение прямых и косвенных налогов где-то 30% к 70% в пользу косвенных платежей. Схожая ситуация в латиноамериканских странах и в западной части ЕС. Хорошо это или плохо… давайте подумаем.

Но вначале рассмотрим, как распределяют налоги прямые и косвенные в мире. По данному критерию все государства можно разделить на 4 условные группы:

Первая группа – это так званые «англо-саксы» : США, Австралия, Великобритания, Канада и прочее. Их модель подразумевает доминирование прямых налогов над косвенными (≃ 70% к 30%). При этом, как правило, в этих странах платежей от физических лиц больше, нежели налоговых поступлений от юридических лиц.

Вторая группа – это евроконтинентальная модель НС: Германия, Австрия, Бельгия и Франция. В этих странах платежи от косвенных налогов в несколько раз больше чем платежи от прямых налогов. Что во многом объясняется сильной социальной направленностью данных государств, вследствие которой многие платежи перекладываться на третье лицо. Как при том же медицинском или социальном страховании.

Третья группа – латиноамериканская модель : Боли, Чили, Перу и прочее. В рамках данной НС государства обкладывают налогоплательщиков традиционными косвенными налогами. Поскольку считается, что они способны компенсировать высокую инфляцию национальных валют.

Четвертая группа – смешанная модель.
Откровенно говоря – это даже не модель, а простое и скорее всего случайное сочетание признаков трех предыдущих моделей. Что характерно для развивающихся или нестабильных (новых) государств. Так как в них нет стратегии развития экономики, и часто меняются лидеры. Потому там попросту некому балансировать разные виды налогов, прямые и косвенные, в рамках какой-либо эффективной модели развития налоговой системы.

Относительно России, то так говорилось ранее, соотношение прямых и косвенных налогов здесь — это сочетание двух моделей. Из одной (евроконтинентальная модель) взято излишнее социальное бремя — в РФ огромное число госслужащих (40 млн.) и большое количество пенсионеров. И одновременно с этим, бремя налоговой нагрузки перекладывается на конечных потребителей товаров и услуг посредством косвенных платежей (латиноамериканская модель).

Как следствие, экономика РФ стремится к простой формуле:

большие цены + маленькие зарплаты=экономический кризис и социальная напряженность .

Что с этого выходит — описано в книгах Сорокина П.А. Однако все не так плохо, так как в последние несколько лет заметна тенденция на увеличение доли прямых налогов.

Вердикт по России: хотите зарабатывать – становитесь предпринимателем, а не конечным потребителем. Дабы переложить налоги на третье лицо.

Правда, тут может возникнуть два вопроса:
1. Каким именно бизнесом заняться?
2. Откуда взять деньги на стартовой капитал?

По первому вопросу – это дело индивидуальное. Выбирайте то, в чем хорошо разбираетесь и то, что приносит удовольствие.

По второму вопросу я уже давал ответ в статье

Да это сложно и требует предпринимательской жилки, но, тем не менее — это лучше, нежели среднестатистическая зарплата. С который вы платите прямые налоги за себя и косвенные за предпринимателей!

Виды налогов: прямые и косвенные. Какой лучше и почему?

Пришло время сравнить прямые и косвенные налоги, дабы понять какой лучше.

Для начала рассмотрим главные плюсы прямых налогов:

— простота подсчета;
— простота сбора (процессуальная);
— легко определить их влияние на экономику.

Теперь минусы:

— их очень часто не платят как в рамках действующего законодательства, так и обходя его;
— трудности с привязкой к прибыли (спорно);
— неэффективны при кризисе или стагнации экономики.

Относительно спорного момента. Двоякость в том, что прямы доходы платятся вне зависимости от того есть прибыль в налогоплательщика или нет, что вроде бы несправедливо. Но с другой стороны – это стимулирует экономическую активность. А это очень хорошо!

Перейдем к косвенным налогам. Их достоинства таковы:

— помогают покрывать колоссальные государственные издержки;
— стимулируют/спасают бизнес;
— малое число неплательщиков (по косвенным налогам).

Ну и соответственно рассмотрим минусы этого вида налоговых отчислений:

— процессуальная сложность сбора (если много контрагентов в цепочке между потребителем государством);
— налоговое бремя распределяется неравномерно (бедные платят почти все, богатые почти ничего);
— сильно зависят от покупательского спроса.

С моей точки зрения, налоги прямые и косвенные во многом обратно пропорциональны друг другу. Где один хорош — там второй плохой и наоборот. Например, прямые пошлины более или менее равномерно распределены между бедными и богатыми, та как платится процент от доходов и/или имущества. Но в то же время они становятся бременем, если нет экономического развития.

В это же время косвенные налоги стимулируют развитие экономики в плохое или кризисное время. Вот только это делается не за счет большого капитала, а за счет простого и, как правило, бедного населения.

Что из этого лучше, затрудняюсь сказать. Да и не хочу выбирать, поскольку знаю иную модель налоговой системы, которая вобрала в себя все плюсы обеих видов, избавившись от их недостатков.

Идеальная налоговая система!

О том, что я собой представляю, писалось ранее в статье о моей . Поэтому повторяться не буду. Скажу лишь, что моя точка зрения – это точка зрения действующего предпринимателя с успешной практикой открытия и ведения собственного бизнеса.

Следовательно, я знаю, о чем говорю, в отличие от «экспертов-теоретиков».

А говорю я о «Инфляционном налоге ». Его концепция чрезвычайно проста — вместо того, чтобы печать деньги, давать их людям, а потом собирать в государственный бюджет, можно просто печать деньги напрямую для финансирования госбюджета — без посредников в виде налогоплательщика, налоговой системы и других фискальных служб.

Что из этого выйдет? То, что налогом, грубо говоря, станет инфляция рубля, которая будет «съедать» в равной мере часть финансовых ресурсов у всех держателей рублевых денег и у тех, кто имеет некие ресурсы (имущество), чья стоимость номинируется в рублях.

При этом данный налог полностью уравнивает перед налоговой системой бедных и богатых, так как он отнимает у всех некий процент от их богатства. Например, если у вас 100 миллионов рублей, а инфляционный налог 10%, то вы потеряете именно эти 10% — 10 млн. рублей. И в то же время, если у вас 100 рублей, то вы потеряете те же 10% — 10 рублей. Идеальный уравнитель!

Плюсы инфляционного налога:

1. Простота сбора . Налоговая служба и все что с ней связано, становится ненужным. Поскольку налоги собирать не нужно!

2. Исчезновение налоговых правонарушений ! Как нарушать то, чего нет?

3. Инфляционный сбор вберет в себя налоги прямые и косвенные в том, что касается их достоинств. А значит, он будет стимулировать экономическое развитие и одновременно с этим уровняет бедных и богатых .

Разумеется, у этого налога есть и недостатки, точнее два недостатка:

  1. Его можно обойти, переведя деньги в другую валюту. Но это компенсируется введением комиссии на транзакции в иностранных валютах.
  2. Рефлексия богачей. Им этот налог невыгоден, потому они всеми возможными способами будут противодействовать его введению. Собственно поэтому его все еще не используют ни в одной стране, хотя данную концепцию разработали достаточно давно.

Апология (не Сократа)

Итак, следуя завету Сократу, мы изучили налоги прямые и косвенные, дав определения основным терминам, относящимся к системе налогообложения, и сгруппировав ее составляющие в отдельные группы. Все это дало возможность понять, как обстоит дело с данным вопросом в России, и куда ей нужно двигаться дальше. Следовательно, мы в полной мере разобрались в данном вопросе.

Таблица 1.2.1 - Сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов

Косвенные налоги – это неотъемлемая часть любой страны, на долю которых приходится значительная часть государственных доходов. Различия находятся лишь в механизме их расчётов и взимания, что связано с различными представлениями в странах о сущности косвенных налогов, сложившихся в результате деления налогов на прямые и косвенные.

Любая классификация условна и имеет недостатки. В особой степени, как отмечает С. Г. Пепеляев, это касается классификации налогов, в которых переплетены политические, юридические и экономические аспекты. Классификации, являющиеся корректными с экономических позиций, зачастую являются несовершенными с политических и правовых позиций.

С этой точки зрения, рассмотрим классификацию налогообложения на прямое и косвенное.

Основное различие прямого и косвенного налогообложения состоит в форме взимания налогов. В этой связи, уместно привести следующее суждение известного российского ученого И. Х. Озерова: «Самый масштаб, которым определяется размер суммы, причитающейся с каждого плательщика, мы оставим в стороне. Смена этих масштабов имеет свою очень интересную историю: сначала таким масштабом была общая имущественная масса; затем последняя распадается на отдельные формы - поземельное владение, обладание недвижимостью, капиталом, размер жалования; выступают как объекты обложения - потребление хлеба, водки, табака, сахара, объем пользования почтовыми учреждениями, железными дорогами и т. д. Все это имеет свою историю, и определяющим моментом здесь являются интересы разных групп, экономический уровень страны и прочее. Но этот вопрос - вопрос о мере, которой измеряется налогоспособность плательщика, рассматривается в другом месте. Допустим, что налогоспособность плательщика измерена, и займемся самим моментом - как сумма, назначенная с того или иного плательщика, переходит в кассу государства. Это вопрос о формах взимания».

Один из видных представителей отечественной финансово-правовой науки И. И. Янжул отмечал, что разделение налогов на прямые и косвенные наиболее общепринято, однако «представляет и наибольшие затруднения для точного определения этих понятий и для правильного распределения между ними отдельных видов обложения».

Рассмотрим еще несколько теоретических точек зрения о косвенном налогообложении. Основоположник отечественной теории налогообложения Н. И. Тургенев в своей работе «Опыт теории налогов» (1818 г.) писал: «Обыкновенно разделяют налоги на непосредственные, или прямые, и на посредственные, или непрямые. Под первыми разумеют те налоги, кои прямо, или непосредственно, налагаются на лицо или на недвижимый капитал. Под последними разумеют те налоги, кои налагаются не прямо на того, кто оные платит, но на товары, в цене коих заключается вместе и налог, так что тот, кто покупает товар, платит вместе с ценою и подать. Сии налоги называются также налогами с потребления».

Н. П. Кучерявенко выделил следующую особенность косвенных налогов: они взимаются в процессе расходования материальных благ, определяются размером потребления, включаются в виде надбавки к цене товара и уплачиваются потребителем. Он считал, что в косвенном налогообложении можно выделить формального и реального плательщика налога. Формальный плательщик – это продавец продукции (работ, услуг), который выступает посредником между государством и потребителем продукции (работ, услуг). Реальный плательщик – потребитель продукции (работ, услуг). По его мнению, данное разграничение можно считать критерием деления налогов на прямые и косвенные: для прямых налогов характерно совпадение формального и фактического налогоплательщиков, для косвенных налогов не совпадение. Еще одним критерием, по мнению Н. П. Кучерявенко, является включение налога в цену продукции (работ, услуг). Согласно нему, прямые налоги включаются в цену продукции еще на стадии производства, а косвенные выступают надбавкой к цене продукции (работ, услуг).

Таким образом, изучив литературу и мнения различных авторов по вопросу классификации налогообложения (на прямое и косвенное), можно сделать вывод, что основой деления налогов является экономическая теория о распределении налогового бремени. В соответствии с ней, прямыми называют те налоги, юридический субъект которых предположительно несет и экономическое бремя налогообложения. В отношении косвенных налогов изначально предполагается, что бремя их будет фактически переложено с лица, уплачивающего налог в бюджет, на какое-то иное лицо - носителя налога.

Так как объектом изучения выступает косвенное налогообложение, рассмотрим преимущества и недостатки косвенных налогов.

У. Петти, английский экономист, родоначальник классической политэкономии в «Трактате о налогах и сборах» обосновал преимущества косвенных налогов следующим образом: «Во-первых, естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого, такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости. Во-вторых, этот налог, если он только не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа. В-третьих, никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза. В-четвертых, при этом способе обложения всегда можно иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент».

Недостатком косвенного налогообложения можно считать следующее: косвенные налоги не всегда в полном объеме можно переложить на потребителя, так как нет уверенности в том, что товар по увеличенным ценам будет пользоваться спросом на рынке товаров (работ, услуг).

Приведем сопоставление позитивных и негативных моментов косвенного налогообложения на макроуровне в таблице 1.2.2.

Таблица 1.2.2 - Соотношение позитивных и негативных сторон применения косвенного налогообложения на государственном уровне

Плюсы косвенного налогообложения

Минусы косвенного налогообложения

Приносят государству доход, естественно возрастающий без каких-либо изменений в размерах налогов, лишь вследствие увеличения количества населения и роста благосостояния (А. Н. Гурьева)

Не могут затронуть самую налогоспособную часть доходов – сбережения (А. Н. Гурьева)

Падает на предметы широкого потребления (М. Н. Соболев)

Дестимулирующее влияние на экономический рост, особенно малого предпринимательства (М. Н. Соболев)

Возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей, прогрессивный метод обложения (А. А. Рубанов)

Большие административные расходы по взиманию.

Высокая завуалированность изъятия, когда утрачивается непосредственная зависимость между платежом налога и осознанием этого платежа.

Косвенные налоги обладают обратной прогрессивностью.

Отказ от потребления тех или иных товаров дает возможность плательщикам избежать данного вида налогообложения

Нарушение принципа всеобщности.

Величина уплачиваемых косвенных налогов прямо пропорциональна количеству потребленных товаров и услуг (минус заключается в том, что рост иждивенцев в семье приводит к существенному росту налога).

Уже к концу XIX века сложилось мнение о необходимости совершенствования косвенного налогообложения. По мнению И. И Янжула, который высказывался о косвенном налогообложении следующим образом: «Государство полагает, что потребление плательщиком товара - признак существования в доходах этого плательщика «налогоспособных» частей и ставит налог в зависимость от этого потребления» при организации косвенных налогов необходимо соблюдать шесть правил. Рассмотрим соблюдение этих правил на данный момент в налоговой системе Российской Федерации (Таблица 1.2.3).

Таблица 1.2.3 - Соблюдение правил организации косвенных налогов на сегодняшний день, сформулированных И. И. Янжулом

№ п/п

Принципы современной организации косвенного налогообложения, в т. ч. НДС

Косвенному обложению должны подлежать главным образом предметы второстепенной важности, предметы первой необходимости должны по возможности освобождаться от него. Чем более предмет распространен в потреблении, тем он более необходим и тем менее следует его считать способным к косвенному обложению.

Объектом налогообложения по НДС являются реализация товаров на территории РФ; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Не подлежат налогообложению реализация медицинских товаров; медицинских услуг; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях; продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми; других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и др.

Не должно быть слишком большого числа косвенных налогов, ибо при большом их количестве они имеют тенденцию сдерживать развитие экономики страны

В России к косвенным налогам в настоящее время относятся акцизы, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость.

Косвенные налоги должны распространяться лишь на такие объекты и взиматься лишь в такие моменты, когда есть возможность вовремя уследить за облагаемым предметом. Налог должен поражать предмет прежде, чем он успеет перейти в руки потребителю. Т. е., наилучшими в косвенном обложении должны считаться два способа: во-первых, когда налог целиком уплачивается вперед производителем; во-вторых, когда налог целиком уплачивается продавцом.

При налогообложении НДС применяются оба способа взимания косвенных налогов:

При реализации товара производителем налог уплачивается вперед производителем;

При реализации товара продавцом налог уплачивается продавцом.

Если облагаемый продукт разделяется по качеству и цене, то оклады косвенного налога также должны быть дифференцированы, по возможности прогрессивным образом.

При обложении НДС оклады налога по облагаемым продуктам, имеющим различную цену, дифференцируются применением налоговой ставки. Чем выше цена товара, тем выше налоговый оклад по реализуемым товарам.

Продолжение таблицы 1.2.3

Высота окладов должна соотноситься как с характером облагаемых предметов, так и с величиной потребности в них. При этом она не должна вредить доходности косвенного налога, т. е. не должна переходить той границы, за которой вследствие чрезмерного уменьшения потребления данного продукта доход от его обложения начинает падать.

Данное правило соблюдается установлением пониженных ставок по НДС (в России - 10%) при реализации продовольственных товаров (кроме подакцизных), товаров для детей по установленному перечню.

Косвенное обложение предметов отечественного производства должно сопровождаться установлением соответствующих таможенных пошлин на импортируемые предметы.

Действие принципа «по стране назначения», при котором налогом облагаются импортируемые товары при пересечении границы, обеспечивает конкурентоспособность предметов отечественного производства.

Большинство правил, сформулированных И. И.Янжулом, являются актуальными и на сегодняшний день: например, не подлежит обложением налогом на добавленную стоимость реализация социально значимых товаров и услуг; в России можно выделить основной косвенный налог – НДС; при налогообложении НДС соблюдается правило взимания косвенных налогов производителями или продавцами, уплата осуществляется и производителями, и продавцами на всех стадиях реализации товаров; применяется твердая ставка при взимании НДС, в результате чего, сумма НДС увеличивается пропорционально увеличению цены продукта, на которой начисляется налог; на соотношение спроса и предложения оказывает непосредственное влияние величина ставки НДС (так как налог увеличивает цену товара); проблема импорта и экспорта решается установлением принципа «страны назначения», таможенные пошлины дифференцируются в целях поддержки отечественного производителя.

На рисунке 1.2.3 представлены основные факторы, которые способствуют поиску подходов к выбору оптимального налога из системы косвенного налогообложения.

Рисунок 1.2.3 - Основные факторы, способствующие поиску подходов к выбору оптимального налога из системы косвенного налогообложения

На рисунке 1.2.4 отображены аспекты взаимодействия недостатков и достоинств косвенного налогообложения с представленными факторами косвенных налогов.

Рисунок 1.2.4 – Сопоставление основных факторов, с учетом которых должен устанавливаться косвенный налог в современных условиях, с общими недостатками косвенного налогообложения.

Вопросы, касающиеся косвенных налогов в системе налогообложения, его значение в государственном регулировании экономики, а также аспекты формирования наиболее эффективной и совершенной системы налогообложения исследуются и на сегодняшний день множеством ученых и практиков.

Применение косвенного налогообложения как инструмента оптимизации состояния экономики было вызвано, главным образом, возникшей необходимостью гармонизации собственной налоговой системы с налоговыми системами стран Европы и Америки, а также возможностью увеличить доходность бюджетов и достичь высокого уровня систематизации бюджетных доходов государства.

Нынешняя налоговая система Российской Федерации представлена следующими косвенными налогами: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

При этом наиболее значимым во все времена и на сегодняшний день считается налог на добавленную стоимость, выступающий объектом изучения как на макро-, мезо, так и микроуровнях.

Характерной чертой налога на добавленную стоимость является свойство всех косвенных налогов – переложение налогового бремени с налогоплательщика на иное лицо в ходе обменных и распределительных процессов. Что приводит к тому, что окончательным плательщиком налога становится лицо, приобретающее тот или иной товар, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

При этом выделяется две возможности переложения налогов:

С продавца на покупателя, что чаше всего происходит при косвенном налогообложении;

С покупателя на продавца.

Вторая ситуация возникает, если цена на товар из-за завышенных ставок налогов, например акцизов, превосходит платежеспособность покупателя.

Степень обременительности косвенных налогов должна определяться исходя из той доли валового дохода потребителей, которая может быть изъята без ущерба для воспроизводства населения страны и обеспечения приемлемой нормы накопления. У большинства экономистов сложилось мнение о том, что косвенные налоги имеют большую фискальную направленность, чем прямые налоги. При этом косвенным налогам также отводится инфляционная роль, поскольку рост цен сопровождается ростом поступлений от косвенного налогообложения (в наибольшей мере свойственно инфляционной экономике с встроенным механизмом защиты доходов бюджета от обесценения). (Рисунок 1.2.5)

Налог на добавленную стоимость является наиболее удачным примером косвенного налога. Механизм его взимания исключает налогообложение материальных затрат, в связи с чем НДС теоретически не влияет на общие и предельные издержки и не угнетает производство, а также обеспечивает возврат налогоплательщику сумм НДС, уплаченных при обеспечении нужд производства, так, что, в конечном счете, тяжесть налога несет покупатель, приобретающий товар для нужд собственного потребления, а не для производства. В связи с этим, теоретически, НДС не влияет на производство, однако, на практике, различие ставок и условий налогообложения, включает НДС в состав действенных механизмов налогового регулирования не только спроса, но и предложения.

Механизм взимания НДС исключает из налогообложения межотраслевые потоки ценностей (в случаях применения одинаковой ставки НДС и условий взимания). НДС как универсальный акциз облагает по существу все потребление, в то время как акциз на отдельные виды товаров усугубляет налоговое давление и ограничивает производство и потребление подакцизных продуктов.

Современными учеными отмечается также, что косвенные налоги переносятся на конечного потребителя и в зависимости от степени спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньше часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов ведет к сокращению потребления. При высокой эластичности предложения рост косвенных налогов может привести к сокращению размеров чистой прибыли, вызвать сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Рисунок 1.2.5 – Общая характеристика косвенного налогообложения

На основе обобщения знаний о косвенном налогообложении можно сделать вывод, что косвенные налоги – это группа налогов, устанавливаемых государством на предметы потребления в виде надбавки к цене, формируемой налогоплательщиком на разных стадиях продвижения товаров (работ, услуг) к потребителю (носителю налога), за счет которой осуществляется переложение налогов на потребителей. Косвенные формы налогообложения являются, в первую очередь, регулятором спроса и в этом качестве широко применяются в налоговой политике.

Косвенные налоги определяют значительную долю налогового бремени предприятий различных отраслей. В данном аспекте возникает необходимость определения и изучения категории «налоговое бремя».

Налоговые затраты являются основным ограничителем прибыли предприятия и одновременно одним из основных факторов, влияющих на объем предложения, поэтому принятие управленческих решений руководством предприятия невозможно без детального анализа как уже имеющегося налогового бремени (прямые налоги, наиболее поддающиеся прогнозированию: НДФЛ, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.), так и его величины на перспективу с учетом косвенного налогообложения.

Налоговое бремя – это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов.

На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупному национальному продукту. Общемировая практика показывает, что средний уровень налогового бремени должен составлять не более 50 %.

Показатель налогового бремени на микроуровне показывает какую часть своего совокупного дохода налогоплательщик уплачивает в бюджет государства.

Таким образом, налоговое бремя налогоплательщика представляет собой отношение суммы всех начисленных и уплаченных налоговых платежей к его полученному совокупному доходу.

В целях исследования категории «налоговое бремя» необходимо рассмотреть его составные элементы, наиболее часто используемые в экономической литературе: «налоговые затраты», «налоговые издержки» и «налоговые расходы».

Применительно к налогообложению, в частности к косвенному, понятие налоговые издержки шире категории налоговые затраты, налоговые расходы же представляют собой налоговые затраты после их фактической оплаты (Рисунок 1.2.6).


Рисунок 1.2.6 – Структура и алгоритм формирования категории «налоговое бремя»

Однако, следует различать понятие и содержание категории «налоговое бремя» для целей налогообложения и управленческого учета (в рамках построения управленческой системы).

Налоговое бремя с позиций управленческого учета – это совокупность налоговых расходов предприятия, связанных с возникновением, обслуживанием и исполнением обязанностей налогоплательщика (плательщика сборов) перед бюджетом по отношению к совокупному доходу хозяйствующего субъекта.

В данном аспекте в налоговом бремени можно выделить три основополагающие части:

Основная;

Дополнительная;

Факультативная. (Рисунок 1.2.7)


Рисунок 1.2.7 – Содержание налогового бремени с точки зрения управленческого учета

Наибольший удельный вес в налоговом бремени микро - и макроуровнях занимают платежи по косвенным налогам. Таким образом, последние формируют налоговую нагрузку предприятия, для эффективной оценки и управления которой важное значение приобретает формирование управленческой системы косвенного налогообложения.

1.2.2 Формирование и определение добавленной стоимости как объекта косвенного налогообложения

В основе исчисления налога на добавленную стоимость лежит такая категория, как «добавленная стоимость». Налоговое законодательство РФ не дает толкование данному понятию, что влечет за собой неопределенность в трактовке этой категории. Поэтому трактовать его необходимо изначально через понятия «стоимость» и «себестоимость».

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства их природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Добавленная же стоимость представляет собой стоимость, созданную предприятием при производстве продукции, то есть часть себестоимости, которая может складываться из таких затрат, как амортизационные отчисления, заработная плата работников, планируемая норма прибыли, страховые взносы и другие налоги, включаемые в себестоимость. Отразим на рисунке 1.2.8 основные составляющие стоимости и добавленной стоимости.

Рисунок 1.2.8 – Структура стоимости и добавленной стоимости продукции

Показатель добавленной стоимости представляет собой один из важнейших показателей системы национальных счетов, широко применяется в статистике промышленности зарубежных стран Западной Европы и используется для исчисления мировых и региональных индексов промышленного производства статистической комиссией ООН.

Анализ зарубежного опыта показывает, что содержание понятия «добавленная стоимость» практически совпадает с аналогичным понятием, используемым в России.

В научно-методической литературе понятие «добавленная стоимость» рассматривается с различных позиций (Таблица 1.2.4).

Таблица 1.2.4 – Направления исследования категории «добавленной стоимости» в научной литературе

«добавленная стоимость»

Та часть капитала, которая превращается в средства производства, т. е. в сырой материал, вспомогательные материалы и средства труда в процессе производства не изменяют величины своей стоимости... Напротив, та часть капитала, которая превращается в рабочую силу, в процессе производства изменяют свою стоимость. Она воспроизводит свой собственный эквивалент и сверх того избыток, прибавочную стоимость...

Макконелл К. Р.,

Вновь созданная стоимость, добавленная к стоимости приобретенных материальных ресурсов, составляет добавленную стоимость. В общем случае добавленная стоимость есть рыночная цена объема продукции, произведенной фирмой, за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, приобретенных ею у поставщика.

Маслова Д. В.

Добавленная стоимость, на макроэкономическом уровне оцениваемая величиной ВВП, распадается на трансформационные издержки бизнеса (доходы домохозяйств), трансакционные издержки налогоплательщиков (доходы бюджета) и первичный инвестиционный ресурс (амортизация основного капитала и чистая нераспределенная прибыль бизнеса).

Продолжение таблицы 1.2.4

Шувалова Е. Б.

На каждом этапе производства и реализации товаров «добавляется элемент стоимости: он состоит из средств, направляемых производителем или продавцом на выплату зарплаты, аренды, начисление амортизации, погашение процентных и прочих платежей, а также его прибыли. Это и есть «добавленная стоимость», облагаемая НДС.

Пансков В. Г.

Добавленная стоимость – это разница между стоимостью реализованных товаров, работ и/или услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Абрютина М. С.

Добавленная стоимость - это тот показатель, на котором зиждется система национального счетоводства и который в неявном виде скрывается в бухгалтерских счетах

Маслова И. А., Малкина Е. Л.

Добавленная стоимость – категория, складываемая из следующих составляющих: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, налоги включаемые в себестоимость продукции, прочие затраты, норма прибыли, налоги, начисляемые за счет финансового результата

Проанализировав взгляды зарубежных и отечественных ученых можно констатировать, что в современной теории финансов существуют следующие виды добавленной стоимости: экономическая добавленная стоимость, бухгалтерская добавленная стоимость и налогооблагаемая добавленная стоимость.

Роль добавленной стоимости в современной теории финансов может быть полноценно освещена на основе признания существования трех подходов, представленных на рисунке 1.2.9.


Рисунок 1.2.9 – Виды добавленной стоимости в современной финансовой науке

Добавленная стоимость является подкатегорией дохода. Надо указать, что добавленная стоимость является одним из нескольких инструментов, которые используются для увеличения дохода предприятия.

На основе обобщения исследования категориального понятия добавленной стоимости представляется целесообразным в целях налогообложения разграничить понятия добавленной стоимости микро - и макроуровне следующим образом:

– добавленная стоимость микроуровня (хозяйствующего субъекта) представляет собой включаемую в цену вновь созданную в процессе производства (реализации) стоимость, относящуюся к продукции, реализованной покупателям; к произведенной, но не реализованной готовой продукции; к продукции, находящейся в незавершенном производстве;

– добавленная стоимость макроуровня – это совокупность вновь созданной всеми хозяйствующими субъектами государства стоимости по всем отраслям экономики, стоимости коллективных услуг государства и чистых налогов на потребление (Рисунок 1.2.10).

Налоги — это способ пополнения государственного бюджета и платить их должен каждый человек. В преобладающем количестве государств в мировой практике налогообложения существуют как прямые налоги, так и косвенные.

Что такое прямые налоги

Примеры прямых налогов можно рассмотреть, взяв за основу любое государство в мире. Но прежде чем приступить к тщательному обзору конкретных видов и разновидностей прямых и косвенных налоговых сборов для начала необходимо установить сущность этого термина. Эксперты налоговой сферы отмечают прямые налоги как разновидность сборов изымаемых с населения в пользу бюджета страны. Прямому налогообложению подлежат прибыль и имущество данного населения – юридических и физических лиц. Подробнее остановимся на теоретических концепциях рассматриваемых налогов.

Основной признак прямого налога – заключается в том, что некоторую оплату сборов и выплат может осуществлять как само физическое или юридическое лицо либо предприятие, так и уполномоченный ими орган, так называемый налоговый агент, поэтому субъектом взыскания прямых налогов является плательщик и юридически и фактически.

Классификация прямых бюджетных обязательств осуществляется по тому же принципу что и другие виды налогов, существующие в ином государстве, например в законодательстве России система налогообложения подразумевает разделение всех поступлений в бюджет на региональные, федеральные и местные. В каждой отмеченной категории сборов теоретически реально встретить и прямые налоги и косвенные. Иначе возможно классифицировать прямые налоговые взыскания в бюджет государства согласно субъекту их взыскания. В этом случае таким субъектом может быть гражданин, предприниматель, юридическое лицо, а также иностранный гражданин либо организация. Еще одно возможное основание для классифицирования прямых бюджетных обязательств — это субъект исчисления поступлений. По этому критерию прямые налоги может вносить как налогоплательщик, так и иное ведомство, которое выступает администратором выплачиваемого налога.

Прямые налоги — это самый первоначальный и ранний тип налогообложения. Прямое налогообложение обязательно для уплаты гражданами любого государства и взимаются они с их доходов и собственности.

В законодательных документах многих стран предусмотрены оба эти вида налогообложения. Например, в российском законодательстве они представлены в широкой разновидности. Рассмотрим, в чем заключается сущность прямых налогов, и чем они принципиально отличаются от налогов косвенных.

Прямые налоги делят на две основные группы:

Сборы, которые взимаются с доходов лица;

Сборы, которые взимаются за существующую у лица собственность;

Налоги на прибыль и доходы личности характеризуется совпадением источника уплаты сбора и объекта налогообложения, а именно, налог на прибыль взимается из прибыли лица, а подоходный — из его зарплаты. Имущественные сборы такими характеристиками не обладают, потому что объект налогообложения иногда может и не приносить никаких ему доходов, а платить его все равно нужно.

Промежуточная группа прямых налогов – это платежи, взимаемые не из доходов, а из других экономических операций, например, к этому виду можно отнести промысел полезных ископаемых.

Сумма прямого налога сразу же поступает в бюджет государства. Система налогообложения подразумевает разделение прямых налогов на такие их виды: реальные и личные.

Реальные налоги, примеры :

    сборы за недвижимость;

    сборы за земельные участки;

    сборы за имеющиеся в собственности ценные бумаги — векселя, акции и так далее;

    налог на денежный капитал;

    на фонды организаций и предприятий;

Личные налоги, примеры :

    налог на собственность;

    налог на доходы;

    налог на дарение или наследство;

    налог на юридические действия граждан;

Реальным налогом облагаются лица вне зависимости от того сможет ли субъект его заплатить, а личный рассчитывается на основе величины доходов этого субъекта, то есть в этом случае рассматривается платежеспособность плательщика этих сборов. Простыми словами если человек не получает зарплату, то он не платит налог на прибыль, а вот если у него есть собственность — имущество – он все равно должен оплачивать налог за него.

Как отличить реальные налоги от личных, рассмотрим ниже:

    Реальный налог не учитывает уровень денежных поступлений в семейный бюджет личности, а личный налог этот фактор учитывает — уровень дохода личности, состав ее семьи и их суммарный достаток;

    Реальное налогообложение изымается пропорционально, личное прогрессивно;

    Реальный налог поступает в бюджет с валового дохода, приносимого от собственности, а личный налог – с чистого дохода плательщика налогов;

    Реальный налог взыскивается по внешнему признаку доходов, личный – по фактическому;

Основной признак всех налогов подразумевает их принудительное взыскание, отсутствие встречного стоимостного движения и неравноценность.

Прямые налоги, их перечень :

    налог на прибыль физических лиц;

    налог на прибыль организаций и предприятий;

    налог на промысел полезных добываемых ресурсов – разновидность прямого сбора, который изымают из результата объемов промысла угля, газа, нефти и прочих ископаемых, в ценовом выражении;

    налог на водные ресурсы – прямой налог за пользование водой и водных объектов;

    налог на собственность юридических лиц — в нем учитывается среднее годовое значение стоимости недвижимой и движимой собственности (имущества) организаций и предприятий;

    налог на транспорт – прямой вид имущественного регионального налога, который взимают с собственников различного транспорта физических и юридических лиц, а также объектов индивидуального предпринимательства;

    налог на игровой бизнес – уплачивают владельцы заведений игровой направленности – казино, игровые установки, букмекерские конторы, тотализаторные заведения, пункты ставок и так далее;

    налог на земельные наделы – имущественный прямой налог, взимаемый с собственников земельных наделов;

    имущественный сбор — местный прямой вид сборов, взимается с физических лиц, владеющие недвижимостью;

Налоги косвенные имеют совершенно иное определение. Формально этот вид налогов уплачивает субъект — компания, которая например, занимается продажами, а фактически косвенный налог уплачивают клиенты этой компании, пользующиеся ее услугами либо покупающие предлагаемую ею продукцию. Каким образом эти лица платят косвенный налог? Просто налог заложен в стоимость товара либо услуги. Далее компания перечисляет этот вид налога в государственный бюджет.

Косвенному налогообложению подвергаются товары и услуги, а также различные виды деятельности и ресурсы. Косвенный налог уже внесен в стоимость некоторых товаров или услуг, но облагаются им не все граждане, предприятия и организации, а только те, кто покупает такие специфические облагаемые услуги и потребительские товары. Косвенные налоги представлены таможенными пошлинами, акцизами и фискальными монопольными сборами. Самыми важными косвенными налоговыми сборами являются акцизы. Акциз — это прибавка к цене товара или услуги массового употребления, например алкоголь, табачные изделия. Следовательно, купив бутылку вина, покупатель уже оплачивает косвенный налог. Таможенные налоги — это такие сборы, которые взимаются с товаров, идущих на экспорт или импорт, или же следуя через государство транзитом.

Отличным примером косвенного налогообложения можно считать налог на добавленную стоимость — это такая форма изъятия организованной стоимости, включенная в состав стоимости услуг или товаров. Косвенные налоги разделяются на индивидуальные и универсальные. Обложению индивидуальным косвенным налогом подвергаются некоторые товары и услуги, примером являются акцизы. А вот универсальному косвенному налогообложению подвергаются практически все товары и услуги, за исключением социально-значимой сферы.

Чем отличаются прямые налоги от косвенных? А тем, что они принципиально разные. Прямые налоги представляют собой ориентированность на работоспособность каждой личности, доходы и прибыль которой и есть источником такого налога, а вот косвенные – нейтральные, ориентированные на товар, а не на личность.

Заработная плата, рентная плата, доходы, а также стоимость собственности – земли, акций, облигаций, векселей, дома, квартиры налогоплательщика и являются объектами прямого налогообложения. Налогоплательщик является как сборщиком, так и плательщиком таких сборов.

Проще управлять косвенными налогами, поэтому в малоразвитых странах они очень популярны. В странах, где довольно хорошо развита экономика, высокий уровень жизни и образования прямые налоги более распространены, нежели косвенные налоги.

Преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения

Весомым преимуществом прямых налогов является то, что они стабильно и непрерывно обеспечивают пополнение государственного бюджета. Эти налоги являются эффективным средством целенаправленного влияния на фактор распределения прибыли и гарантией стабильности. А весомым недостатком прямых налогов является их открытость, плательщик видит, какую сумму он платит. Поэтому возникает такое частое распространенное явление как уклонение от уплаты налога методом скрытия своих доходов.

Итак, преимущества прямых налогов:

    заранее известны, гарантированно пополняют бюджет государства;

    для взимания требуются значительные административные расходы;

    справедливые, потому что взимаются исходя из платежеспособности плательщика;

Недостатки прямых налогов :

    прямой налог платить нужно в обязательном порядке, поэтому у налогоплательщика нет выбора, платить или нет;

    для плательщика прямые налоги психологически более заметны, потому что взимаются крупные суммы;

Достоинства прямого налогообложения :

1. Социальные – распределение прямых налогов происходит таким образом, что более крупную сумму налога платят более обеспеченные слои населения;

2. Экономические – прямой налог обеспечивает тесную связь доходов населения с его платежами в государственный бюджет;

3. Регулирующие – в странах, в которых хорошо развита рыночная экономика, прямые налоги существенно регулируют большинство экономических процессов, например накопление капитала, инвестиции, деловая активность и так далее.

Недостатки прямого налогообложения :

1. Бюджетные – стабильное пополнение государственного бюджета возможно только при оптимально развитых рыночных отношениях, потому что только при таких условиях формируется реальная рыночная цена и реальные доходы населения. Однако в этой ситуации возможны как прибыль, так и убытки и это является минусом системы прямых налогов;

2. Контрольные – чтобы контролировать поступление налогов в государственную казну необходимо создавать расширенные аппараты управления системой налогообложения с использованием новейших способов контроля над налогоплательщиками;

3. Организационные – для такого вида налогов необходима сложная система механизма изымания налогов из-за сложной методики бухгалтерской учетности и отчетности;

4. Полицейские – возможны уклонения от уплаты налогов, вследствие коммерческой тайны, а также из-за несовершенной системы контроля над налогообложением;

Преимущества косвенных налогов следующие:

Имеет скрытый характер взимания;

Гарантирует фискальный эффект для государственной казны;

Есть возможность выбрать платить или не платить этот вид налога, покупая или отказываясь от приобретения соответственных товаров и услуг, которые подлежат обложению этим налогом;

Самый главный положительный момент в косвенных налогах его скрытость, потенциальные налогоплательщики могут и не догадываться о том, что они платят этот вид сбора. С помощью скрытых косвенных налогов возможно хорошо поднять и поддерживать цену товаров имеющих малую себестоимость рационально и экономически.

Косвенные налоги также имеют несколько минусов, а именно:

Непостоянные для пополнения бюджета государства;

На взимание их требуется гораздо больше административных затрат;

Пагубно влияют на малый бизнес, дестимулируют рост экономики;

Подводя итоги прямой и косвенной системы налогообложения допустимо сделать определенные выводы.

Человечество придумало систему налогообложения, а также различные виды налоговых сборов. Каждому такому виду налоговых сборов присущи конкретные особенности и функции, а также они занимают каждый свое место в системе налоговой политики. Все налоговые сборы подразделяются на прямые и косвенные.

Анализируя указанные выше недостатки и преимущества прямых и косвенных бюджетных обязательств можно сказать, что они способны как улучшать существование населения, так и ухудшать его. Критерием отличия между ними является статус налогоплательщика, который должен уплачивать такие платежи в государственный бюджет, как того требует законодательство. Чтобы наглядно понять систему прямого и косвенного налогообложения рассмотрим примеры, приведенные в таблице:

Прямое налогообложение

Косвенное налогообложение

Плательщик де-юре

Плательщик налогов юридическое и физическое

Плательщик налогов

Плательщик де-факто

Плательщик налогов

Клиент плательщика налогов, покупатель - физическое либо юридическое лицо

Примеры сборов

налог на прибыль юридических лиц, собственнические налоги

таможенные сборы, акцизы

Иногда четко разграничить между собой прямые и косвенные платежные обязательства сложно. Для пополнения государственного бюджета серьезными и значительными являются и прямые налоги и косвенные, именно в этих целях государство старается совершенствовать методы эффективного сбора налогов. Но часто имеет место уклонение граждан налогоплательщиков от отчислений налогов путем утаивания своих доходов, поэтому сбор прямых налогов иногда сопровождается принудительными методами их сборов.

  • 6. Сбережения населения: целевые характеристики и формы образования. Проблемы организации сбережений в России
  • 7. Персональные финансы: экономическое содержание и их роль в финансовой системе страны.
  • 9. Корпоративные финансы и их значение в экономике страны. Основные финансовые потоки компаний
  • 11. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
  • 12. Алгоритм формирования и использования финансовых результатов компании.
  • 13. Рентабельность: понятие, основные показатели, их взаимосвязь и использование в процессе управления компанией
  • 14. Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике
  • 15. Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике
  • 16. Классификация доходов бюджета. Особенности структуры доходов федерального бюджета рф
  • 17. Налоговая система и ее структура. Тенденции развития налоговой системы России.
  • 18. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
  • 19. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.
  • 20. Структура расходов федерального бюджета рф и влияние на неё отдельных факторов.
  • 21. Региональные финансы: понятие, состав, функции и значение в экономике. Доходы и расходы региональных бюджетов.
  • 24. Функциональные направления бюджетной политики государства и проблемы её реализации в России.
  • 1. Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации гос. Социально-экономической политики.
  • 5. Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости.
  • 8. Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.
  • 10. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
  • 25. Бюджетный федерализм: сущность и принципы реализации. Межбюджетные отношения в рф и проблемы реализации.
  • 26. Пенсионный фонд рф: создание, выполняемые функции, формирование и использование средств фонда. Проблемы реформирования пенсионной системы в рф.
  • 27.Базовые принципы и концепции финансового менеджмента
  • 28. Основные методы рефинансирования дебиторской задолженности
  • 29, Система бюджетирования в российских компаниях. Виды бюджетов, составляемых в компании.
  • 30. Управление ликвидностью и платежеспособностью компаний.
  • 31. Сущность, цели и методы финансового планирования.
  • 32. Особенности организации финансов в структурах малого бизнеса.
  • 33. Формы и методы государственного регулирования цен.
  • 34. Структура цены и характеристика отдельных составляющих.
  • 35. Методы ценообразования: понятие, классификация, преимущества и недостатки отдельных методов.
  • 36. Стратегии ценообразования в условиях рыночной экономики.
  • 38. Коммерческий и потребительский виды кредита: общие черты и особенности. Развитие потребительского кредитования в рф.
  • Характеристика ик и лк(I)/лк(II)
  • 40.Государственный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние государственного кредита на развитие экономики страны.
  • Влияние государственного кредита на экономику страны (см регулирующую функцию).
  • 41. Международный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние международного кредита на развитие экономики страны.
  • 43. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них. Оценка состояния современного кр в России. Определения
  • 44. Банковская система России, ее современная структура. Особенности небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему рф.
  • 45. Организация процесса регулирования банковской системы России и перспективы её развития.
  • 47. Типы денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе.
  • 48. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
  • 49. Активные операции банков: понятие, виды и их значение в деятельности банка.
  • 50. Страховой рынок России: формирование и тенденции развития.
  • 51. Страхование: понятие, участники и отрасли.
  • 53. Имущественное страхование.
  • 54. Особенности медицинского страхования.
  • 55. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
  • 56. Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке. Показатели состояния рынка ценных бумаг
  • III. Фондовые посредники
  • IV. Органы регулирования и контроля.
  • 3.Биржи
  • 4.Общество
  • V. Организации, обслуживающие рынок.
  • VI. Информационные, рейтинговые, консультационные агентства
  • 59.Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития. Фондовые биржи в России.
  • 60 Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютного рынка.
  • 18. Прямые налоги: преимущества и недостатки.

    Налог

    прямые и косвенные.

    Прямой налог Прямой налог - это налог, взимаемый государством непосредственно с дохода (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).

    Косвенный налог

    Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщиков в процессе приобретения (накопления) ими материальных благ.

    Прямые налоги подразделяются на:

      налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог, налог на доходы от капитала и др.);

      налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.)

    Преимущества:

      Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги - это более определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета

      Расходы на их взимание относительно невелики

      Экономические преимущества- прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет

      Социальные - прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы

    Недостатки:

      Организационные - прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, так как связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.

      Контрольные - контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщиков.

      Полицейские - прямые налоги связаны с возможностью уклонения от уплаты налогов из-за несовершенства финансового контроля и наличия коммерческой тайны.

    19. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.

    Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    В зависимости от места формирования источника выплаты налоги подразделяются на прямые и косвенные.

    Прямой налог – если источник формируется непосредственно у налогоплательщика.

    Косвенный налог - если источник находится в составе других платежей (в основном в составе цены) и номинальный налогоплательщик, осуществляющий налоговые платежи, фактически расходов по налогу не несет.

    Косвенные налоги взимаются путем включения их в цену товара как своеобразные надбавки (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.).

    Они подразделяются на :

      косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды высокодоходных товаров);

      косвенные универсальные налоги, которыми облагаются все товары, работы и услуги за исключением некоторых, как правило социально-значимых, товаров.

    Акцизы - вид косвенных налогов, аналогичный налог с продаж, но распространяются на избыточные товары (сигареты, спиртные напитки, косметика и т.д.

    К косвенным налогам относятся также таможенные пошлины.

    Главная особенность косвенных налогов заключается в том, что их тяжесть перекладывается на конечного потребителя. Другой особенностью является то, что эти налоги хорошо собираемы, так как включены в состав цены и от них трудно уклониться. Именно в силу этого на первом месте в перечне федеральных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, стоят косвенные налоги - налоги на добавленную стоимость и акцизы.

    Однако косвенные налоги не всегда можно переложить на потребителя. Так, повышение цены от введения налога на добавленную стоимость и (или) налога с продаж приводит, как правило, к снижению спроса и сокращению объема продаж. Для сбыта продукции продавец вынужден идти на снижение цены, уплачивая тем самым косвенный налог из своей прибыли. В этом случае косвенный налог в той или иной степени становится прямым налогом.

    Преимущества:

      Организационные – для косвенных налогов характерна простота уплаты и регулярность поступления в бюджет. Удержание и контроль поступления косвенных налогов не требует расширения налогового аппарата.

      Бюджетные – поскольку косвенные налоги увеличивают доходы государства за счет роста населения или его благосостояния, то они более выгодны для стран, прогрессирующих в экономическом отношении.

      Полицейские – налоги воздействуют на совокупное потребление путем удорожания того или иного продукта. При этом особенно важно сдерживающее воздействие государства на потребление продуктов, вредных для здоровья нации и нравственности.

      Политические – прямые налоги, с позиции обывателя, уплачиваются государству даром, косвенный же налог завуалирован в цене товара и если плательщик и осознает, что цена увеличена налогом, то все равно он получает взамен необходимый продукт.

      Экономические – для конечного потребителя косвенные налоги удобны тем, что определяются размером потребления, удобством уплаты во времени, близостью к месту внесения, отсутствием принудительного характера, отсутствием потури времени для взноса, не требуют накопления определенных сумм, не связаны с экзекуционными мерами.

    Недостатки:

      Обременение для многосемейных – фактически оплата налога осуществляется главой семьи, а формируется всеми членами. Прямые налоги облагают среднюю налогоспособность, косвенные же осуществляют принцип самообложения, поскольку с помощью косвенных налогов плательщик сам регулирует индивидуальную налогоспособность.

      Политические – поскольку право взимания косвенных налогов почти никогда не оспаривается. Объектом политической борьбы выступает подоходный налог или налог на прибыль.

      Социально-экономические – косвенные налоги падают на отдельные лица непропорционально их капитала или дохода, чрезмерно обременяя низкооплачиваемые слои населения.

      Предпринимательские – косвенные налоги в условиях развитых рыночных отношений ограничивают размер прибыли предпринимательства, т.к. в условиях конкуренции не всегда возможно повышение цены на величину косвенных налогов, особенно в случаях повышения ставок этих налогов.