Существует три подхода к коллекционированию почтовых марок. Первый - самый популярный и в то же время, в значительной степени элитарный, доступный немногим - это собирание коллекции редких и дорогих марок. За такими марками охотятся на аукционах, ищут у коллекционеров, составляют сложные цепочки обмена. Коллекционеры тратят массу времени и денег, чтобы заполучить вожделенную марку и пополнить свою коллекцию. Второй подход - это собирание марок на определенную тематику. То есть коллекционирование марок с определенными картинками, например, с бабочками, кошками, репродукциями картин художников и так далее и тому подобное. Третий подход не совсем самостоятелен, почтовая марка здесь лишается самоценности. Она становится средством, материалом: для работы, для вдохновения, для исследования и эксперимента. Собственно, приверженцев этого подхода, в строгом смысле слова, было бы неправильно назвать «коллекционерами», их интерес слишком расплывчат, а критерии определяются исключительно собственным вкусом.

Интерес коллекционеров редких дорогих марок всегда конкретен, они интересуются не просто марками как таковыми, но марками совершенно определенными. Традиционно это знаки почтовой оплаты Российской Империи, РСФСР и СССР (разумеется, если мы говорим только об отечественных марках), просто потому, что во все эти периоды при производстве марок довольно часто происходили различные сбои и нарушения - ошибки перфорации, цвета или способа печати. При производстве современных марок ошибки производства встречаются значительно реже, но бывает и такое. В этом случае коллекционер условно традиционного типа обращает своё внимание и на современные марки.

Сегодня у филателии репутация архаического хобби. Это что-то, принадлежащее туманному миру седой старины и пыльным пенсионерам. Особенно в нашей стране, где была разрушена некогда популярная система КЮФов (клубов юных филателистов) и не появилось культуры аукционов, которая процветает в большинстве европейских стран. Тем увлекательнее выглядит интерес некоторых представителей современного художественного и интеллектуального сообщества к филателии. Результат этого интереса может выражаться по-разному. Мы обозначим несколько популярных вариантов.

1. Интерес к дизайну марок как таковому, к художественной и чисто формальной форме марки. Малый формат и традиционная форма квадрата или прямоугольника бросают своего рода вызов для художественного мышления.

Сегодня ощутимое количество художников и дизайнеров занимаются изготовлением непосредственно самих марок и проектов марок. Приходится отметить, что практика участия дизайнеров и типографов в процессе создания официальных почтовых марок, характерна исключительно для европейских стран. Отечественные энтузиасты довольствуются личными проектами, к которым, к сожалению, почта россии не проявляет никакого интереса. В создании официальных почтовых марок участвовали такие известные дизайнеры как: Вим Кроувел (Голландия), Сиги Одс (Исландия), Ирма Бум (Нидерланды), Максим Франкут (Канада), Эйприл Грейман (США), Дэн Ферн (Dan Fern) (Великобритания), а также дизайн-студии и бюро: MUTI (Кейптаун, Южная Африка), The Stone Twins (Голландия), дизайнерского бюро Джонсона Бэнкса (Великобритания), Thonik (Голландия), дизайнерская студия Озборн Росс (Великобритания).



Производство почтовых марок в России остается традиционно консервативным. Если вы откроете любой филателистический каталог, то в графе «художник» обнаружите одни и те же фамилии, которые не меняются десятилетиями. Большую часть почтовых марок СССР с 1930-х по 1970-е оформили художники И. Дубасов, В. Куприянов, Завьяловы, С. Поманский. Сейчас над рисунками марок работают художники В. Бельтюков и А. Федулов, делавшие марки еще в 1980-е.

В то же самое время художники и дизайнеры во всем мире обращаются к традиционному формату марки, осовременивают ее традиционную функцию и эстетику. Популярны опыты с минимализмом, наследием и опытом прошлого, стилизация. Примеры многочисленны: почтовые марки Киргизии от дизайнера Талгата Нурдинова, проект почтовой марки, посвященной 70-летию общественного транспорта в Вильнюсе от дизайнера Эрикаса Малисаускаса (Erikas Mališauskas), проекты Грега Кристмана (Greg Christman, Филадельфия), Ника Эванса (Nick Evans, Средний Запад), Эмира Айони (Emir Ayouni, Швеция), Андрея Гаргуля (Канада), Мартина Азамбуджи (Martin Azambuja, Уругвай), проект почтовых марок, посвященный первым животным-космонавтам от Эрика Мортенсена (Eric R. Mortensen), проект почтовых марок, вдохновленный работами Эль Лисицкого от дизайнера Бредли Колтера, перерисовка советских марок от графического дизайнера Андрея Хобба.



2. Часть художников рассматривает почтовую марку как возможность для эксперимента с новыми нетрадиционными материалами и техниками производства.

В 2014 году дизайнер Лукас Баста создал серию почтовых марок для Австрийской почты, напечатанных на 3d-принтере.

В 2008 году дизайнер Тоби Нг Квонг То (Toby Ng Kwong To) придумал марки из настоящего шоколада с тремя вкусами: горький, молочный и белый шоколад.

Голландское дизайнерское бюро Thonik в 2006 году ограниченным тиражом выпустило так называемые «марки-моргалки» с движущимися изображениями спортсменов-конькобежцев.

Издательский центр «Марка» в 2003 году выпустил серию «Дары природы». Пять марок с изображением фруктов (яблоко, земляника, груша, дыня, ананас) имели соответствующий запах и даже вкус.

«Bedford Post» - отель и ресторан, принадлежащие Ричарду Гиру. Местечко названо в честь Post Road - почтового пути на Восточном побережье США. Разработкой фирменного стиля заведения занималась известный графический дизайнер - Луиз Фили. В основу была положена почтовая марка с изображением дедушки хозяина заведения. Его портрет был перерисован со старой фотографии.

3. Еще один подход к филателии заключается в экспериментах не только с формальной стороной марки, но и с самой её функцией, с семиотикой марки. Марочный функционал расширяется, почтовая марка несет уже не только функцию средства оплаты или кусочка бумаги с красивой картинкой, но получает свою собственную абсолютно самостоятельную функцию, никак не зависящую от контекста. Чаще всего марка становится обособленным сообщением безотносительно отправки по почте и, более того, независимо от наличия адресата.

Буквально эта идея была реализована в 2013 году, когда дизайнер Алиса Карлотта создала серию марок для американской почты «Я > мое психическое заболевание», посвященную проблемам женщин с ментальными болезнями. Марки были частью большой социальной кампании, призванной рассказать о психических расстройствах и искоренить стигматизацию больных в обществе. На каждой почтовой марке было написано название психического заболевания: биполярное расстройство, пограничное расстройство личности, обсессивно-компульсивное расстройство, послеродовая депрессия, посттравматический синдром, клиническая депрессия, синдром дефицита внимания и гиперактивность. Когда вы отделяли марку от листа, под рисунком обнаруживалась история женщины, страдающей тем или иным заболеванием. Таким образом марки стали переносчиками конкретных посланий. Если традиционно марки были только средством для передачи сообщения (письма или текста на открытке), то здесь они стали самим носителем этого сообщения.

Из этой же серии - марки-трансформеры, которые можно собрать самому. То есть по сути создать свое собственное послание. Снова превратить марку не просто в средство, но и наполнить содержанием-сообщением. Показательный пример - марки от английского дизайнерского бюро Джонсона Бэнкса (Johnson Banks). Серия состоит из почтовых марок с изображениями овощей и фруктов и набора наклеек, с помощью которых эти марки можно украсить по своему вкусу - создать рожицы или «смайлики» с различными эмоциями. То есть, создать своё личное послание, несущее совершенно определенную и понятную для отправителя нагрузку.

Нужно отметить, что попытки превратить марку в самоценное сообщение предпринимались и раньше. В 19 веке большой популярностью пользовался так называемый «язык почтовых марок» - различные способы размещения марки на конверте, ее расположение и угол наклона означали определенное послание. Правда, такая практика была ограничена сферой исключительно любовной переписки.

Российский дизайнер Дмитрий Штольц использовал идею почтовой марки для создания стикеров для мессенджера Телеграм. Он использовал не только формальную сторону удобства марки - её малый формат, но и символическое значение - марка наклеивалась на конверт, который потом отправлялся по почте, то есть передавал сообщение. Здесь же марка одновременно является и средством передачи сообщения и носителем самого этого сообщения и даже непосредственно самим сообщением, так как получатель получает только одну такую «марку» саму по себе, без конверта или открытки. Семиотически получилась абсолютная вещь в себе, сочетание всех трех способов существования и восприятия символа.

Дизайнер Алексей Ивановский использует форму марки похожим способом в своем инстаграме. Это буквально дневник, где зарисовки на какую-то тему помещаются в рамку (форму) почтовой марки. Марка одновременно и задает определенные рамки, то есть обозначает законченность, самостоятельность высказывания (как и рама картины) - всё содержание именно в этих границах, материальное содержание, сжатое и сконцентрированное именно в этих заданных границах. Изображение внутри, принужденное сжаться в формат почтовой марки (маленькой по определению) становится идеальным концентрированным высказыванием, при этом даже более насыщенным, чем текст, который сопровождает его.


Интерес к почтовой марке не может не вызывать радость у всех, кто имеет отношение к филателистическому миру. И приведенные выше примеры бесспорное доказательство того, что такой интерес существует.

В 2016 году британское издательство «Unit Editions» выпустило прекрасную книгу о графическом дизайне в почтовых марках «Graphic Stamps: The Miniature Beauty of Postage Stamps». Это по сути каталог почтовых марок из коллекций двух дизайнеров Iain Follett и Blair Thomson. Большинство марок коллекции из таких неочевидных стран вроде Болгарии, Перу, Чехословакии, Венесуэлы, что приятно, в дизайнерской коллекции есть марки и из Советского Союза.


Обратите внимание на возраст марки. В отличие от монет на марках, чаще всего, не указана дата изготовлении, поэтому узнать их возраст гораздо сложнее.

  • В некоторых случаях возраст марки можно определить исходя из дизайна и рисунка изображенного на ней. К примеру, если марка была выпущена в честь какого-то исторического события.
  • Более старые марки, сделаны из других сортов бумаги, нежели современные.
  • Марки использовались для различных целей. К примеру, марки морской почты имеют свою историю, а значит, отследить их возраст (зная историю) будет легче.

Узнайте город, в котором была выпущена марка. История страны и ее место в мире, могут влиять на ценность марки. Каждая страна выпускает марки на своем языке. Это может быть просто иностранный язык, или даже не латинский алфавит. Если вам попалась марка на незнакомом языке, вы можете воспользоваться онлайн переводчиком и таким образом определить страну, где она была выпущена.

Обратите внимание на то, насколько хорошо рисунок на марке выравнивается к центру. Важен не сам рисунок, а его положение на полотне марки. Определить, насколько хорошо центрируется изображение, можно перевернув марку вверх дном и посмотрев на нее таким образом.

Обратите внимание на марочную наклейку. У старых почтовых марок они, скорее всего, уже отсутствуют, если марка была приклеена к конверту или открытке. Сама по себе марочная наклейка - это тонкая полоска гуммированной бумаги, с помощью которой марку приклеивали к поверхности конверта, или вклеивали в альбом. Состояние этой наклейки также имеет влияние на качество марки.

  • Филателисты больше всего ценят мятную гуммированную наклейку (даже больше, чем курильщики мятную жевательную резинку).
  • Больше всего ценится равномерное распределение клейкого вещества по всей поверхности марки.
  • Старые альбомы, страницы которых скреплены петлями, также снижают стоимость марок.
  • Посмотрите на перфорацию (зубцовку). Перфорацию наносили на лист почтовых марок для того, чтобы облегчить их отделение одна от одной. Старые марки печатали с маленькими круглыми отверстиями по краю полотна марки. Размер их должен быть измерен с помощью специальной линейки - зубцемера, а сами отверстия должны быть четко и аккуратно вырезаны.

    Обратите внимание на маркировку (или ее отсутствие) на полотне марки. Слишком заметная маркировка может значительно уменьшить ценность марки. Поэтому предпочтительны марки, на которых она отсутствует, или же знаки ее осветлены и не вмешиваются в дизайн полотна.

  • Определите уникальность марки. Редкость марки зависит от того, каким тиражом она была выпущена и сколько копий еще сохранилось. Как правило, марки, выпущенные в течение последних 60 лет, особой ценности не имеют, так как многие из них выходили тиражом более 150 миллионов.

    • Особо ценятся среди филателистов так называемые «бракованные» марки. Это те марки, которые избежали отсева и не были изъяты в связи с ошибками печати. Самые уникальные экземпляры - марки с перевернутым рисунком.
    • Качество марки определяется 3-мя основными показателями: звучание, наличие брака или дефектов. Неправильная печать может повредить полотно марки мелкими складками в углу. Самым большим дефектом считается наличие на марке крупных складок, проколов, потертостей или пятен. Звук марки не имеет недостатков.
    • Качество марки определяется при помощи семиуровневой шкалы, аналогично с монетами. Соответственно марки по качеству делятся на уровни: ниже среднего, достаточный, средний, хороший, замечательный, великолепный и превосходный.
  • Что только не коллекционируют люди в современном мире! Одно из самых популярных направлений подобной деятельности - Многие считают, что это самое безобидное и дешевое хобби. Однако некоторые готовы отдать целое состояние за ту или иную редкую марку. В чем особенности этого вида коллекционирования? Какая самая дорогая почтовая марка СССР? Обо всем этом - в нашей статье.

    Почтовая марка - это...

    Почтовая марка - это особый знак, который служит подтверждением факта оплаты почтовой услуги и имеет свою Эта крохотная бумажка с ребристыми краешками для многих коллекционеров стала чуть ли не смыслом всей жизни.

    Кроме номинала, на почтовых марках часто отмечен номер и название конкретной почтовой администрации. На любой марке, как правило, нанесен определенный рисунок, надпись и декор.

    Все почтовые марки делятся на несколько видов:

    • официальные (государственного образца);
    • неофициальные;
    • марки производства частных почт.

    В советское время очень многие увлекались коллекционированием марок. Да и сегодня почтовые остаются центральным объектом интереса для целого ряда филателистов. Для многих это занятие является отличным способом поностальгировать о советском прошлом.

    Филателия как способ жизни

    Многие филателисты начинают увлекаться этим занятием еще с раннего детства. Вначале они собирают самые распространенные почтовые марки СССР, а затем - начинают охотиться за более редкими экземплярами. Со временем, в зрелом возрасте, такие люди уже имеют в своем распоряжении солидную коллекцию различных почтовых марок.

    Сам термин "филателия" происходит от двух греческих слов: "филос" - "любовь" и "ателия" - "сбор, пошлина".

    Стоит отметить, что филателисты коллекционируют не только сами марки, но также и конверты, открытки с наклеенными на них почтовыми марками. Первые филателистические каталоги появились еще в середине XIX века, в Англии. В современной России существует так называемый Союз филателистов. В стране также регулярно издается тематический журнал под лаконичным названием "Филателия".

    Почтовые марки СССР и их стоимость

    Самой дорогой почтовой маркой в мире считается так называемая марка "Маврикий" 1847 года выпуска. Цена одной такой вещички доходит на аукционах до 20 миллионов долларов! Всего известно о 28 её экземплярах.

    Почтовые марки СССР очень разнятся по своей стоимости. К примеру, коллекционная цена многих советских почтовых марок поздних годов выпуска не превышает 50 рублей. Однако некоторые из них стоят по несколько тысяч долларов. И что самое удивительное, находится много желающих отдать такие огромные деньки за маленький клочок бумаги.

    В Интернете можно найти много предложений по продаже целых наборов советских марок. Так, к примеру, полный годовой набор "почтовые марки СССР 1974 года", включающий в себя 109 марок и 8 блоков, можно приобрести за 1700 рублей. Цена таких наборов во многом определяется годом выпуска марок. Так, наборы марок 40-50-х годов стоят на порядок дороже.

    Пять самых дорогих почтовых марок СССР

    Какие почтовые марки СССР являются самыми дорогими на сегодняшний день. Предлагаем вам ознакомиться со списком, состоящим из пяти таких позиций.

    1. Марка "Голубая гимнастика" 1959 года. Была продана несколько лет назад за 13800 долларов. Очень интересна история этой марки, тираж которой так и не был выпущен. Дело в том, что марка была приурочена к 40-летию Однако установить, в каком же именно году он был основан, так и не удалось.
    2. Марка "250 лет Полтавской победы" 1959 года. В мире существует лишь один экземпляр этой удивительной марки, который и был продан в 2013 году за 28750 долларов. Тираж этой марки не был выпущен по причине запланированного визита Н. Хрущева в Швецию.
    3. Марка "Закарпатская Украина" 1965 года. Существует лишь несколько её экземпляров, цена ее достигает 30000 долларов.
    4. Марка "Консульский полтинник". Несмотря на тираж около 70 экземпляров, коллекционная стоимость этой марки - 65000 долларов.
    5. Марка "Первая Всесоюзная филателистическая выставка" 1932 года. Известно лишь об одном существующем экземпляре. И он был продан одному коллекционеру за 776 тысяч долларов.

    В заключение...

    Почтовые марки СССР - объект интереса для многих современных филателистов. Для кого-то коллекционирование этих марок не более чем безобидное хобби. А кто-то посвящает этому все свое свободное время и готов отдать за редкий экземпляр огромные деньги.

    Марка возникла как единица для оплаты почтовых услуг. На вид почтовые марки - это обычные маленькие прямоугольные кусочки бумаги. На них, как правило, изображены достопримечательности стран, городов, красивые пейзажи, знаменитые картины и скульптуры. Существуют коллекционеры, которые собирают марки. Этих людей называют филателистами.

    По каким принципам собирают марки? Филателия и область ее интересов

    Слово "филателия" пришло к нам из греческого языка. В переводе philéo означает люблю, а atéleia — освобождение. Впервые термин ввел коллекционер Г. Эрпен.

    Существует три аспекта изучения филателистов:

    • Качество бумаги, на которой она напечатана, форма и размер экземпляра, водяные знаки, дефекты, ошибки, тип и форма перфорации, чем марка была погашена.
    • Исторический. Политические и экономические условия, в которых вышла марка. Причина ее изъятия из оборота.
    • Тематические коллекции. Они поделены хронологические и специальные. В хронологических представлены марки в порядке их выпуска. Они делятся на генеральные (собрания экземпляров всех стран или в рамках одной державы); специализированные (марки, которые направлялись в контору Всемирного почтового объединения, на них могла быть надпечатка «образец»). В специализированных коллекциях есть редкие марки воздушной почты от истоков ее развития (голубиной, катапультной, аэростатной, планерной, ракетной, вертолетной, самолетной).

    Классификация марок

    Не многим коллекционерам известно, что у марок есть своя классификация. Разделяется почтовая валюта на:

    • Официальные — выпущенные государством.
    • Полуофициальные. Их выпускали в качестве доплаты за досрочную доставку, например, авиационным транспортом. Такие виды марок, как правило, гасились почтовым штемпелем.
    • Неофициальные марки. В первую очередь это валюта частной почты. В Англии такие марки ходили в период длительной забастовки работников почты. На сегодняшний день их используют в Голландии. Такие почтовые отделения возят корреспонденцию туда, куда не может добраться государственная почтовая служба. У неофициальных марок есть еще одно предназначение — благотворительность. Дополнительные марки можно купить и наклеить как знак доброй воли волонтера. Денежные средства идут на помощь людям, которые пострадали от вооруженных действий, на покупку медоборудования и тому подобное.
    • Марки частной почты.

    Виды официальных марок:

    1. Марки, которые играют роль валюты в почтовых отделениях.
    2. Марки, которые используются как внутренняя валюта почты. В свободную продажу они не поступают. Очень редко почтовое отделение может выставить их на продажу для филателистов.
    3. Экземпляры для покрытия налогов.

    Официальные марки делятся еще на несколько видов:

    • Марки «Стандарт». Повседневные экземпляры, которые нужны для оплаты остальной массы корреспонденции. Изображения на них часто не меняются в течение 20 лет. Если это необходимо, то их тираж увеличивается. Из-за этого появляются разновидности.
    • Юбилейные, праздничные и тематические марки. Виды марок, за которыми охотятся филателисты. Экземпляры, которые выпускались для определенного вида перевозок.

    Первая почтовая марка в России

    Первые почтовые марки вышли в свет 22 декабря 1857 года. Тираж был без перфорации, то есть характерных зубцов на них не было. Из Вены была выписана специальная машинка для этих целей, но она пришла с большим опозданием. Рисунок для образца создал старший гравер Франц Михайлович Кеплер. На марке были изображены почтовые рожки и указана цена: «10 коп. за лотъ». Экземпляры с таким изображением выпускались до 1923 года.

    Марки СССР

    Седьмого ноября 1917 года произошла Великая Октябрьская революция. Первые советские марки выпущены в июле 1918 года пермским совдепом. Это первые в России советские экземпляры. В СССР были эксклюзивные марки. Виды марок СССР, которые продавались за огромные деньги, мы рассмотрим дальше.

    «Голубая гимнастка»

    Уникальная и дорогая марка — «Голубая гимнастка». Ее должны были запустить в оборот в честь праздника — к сорокалетнему юбилею советского цирка. Так как с точной датой рождения возникла путаница, то экземпляр так и не вышел в свет. «Голубая гимнастка» осталась в частной коллекции, и за ней начали охоту филателисты. Ее цена — 13,8 тыс. долларов. Марка была продана на аукционе в 2008 году.

    «Лимонка»

    В 1925 году в результате того, что в станке закончилась краска и сломалась машинка для перфорации, появился недопечатанный редкий экземпляр пятнадцатикопеечной марки. Она относится к разряду «Золотой стандарт». Оценочная стоимость «Лимонки» около 20 тыс. долларов.

    Невыпущенные марки (виды марок, которые не вошли в оборот)

    Знаменитый в филателических кругах тираж, который был изъят из политических соображений, —это марки, посвященные Полтавской победе в 1709 году. До наших дней сохранилось 40 экземпляров. Цена одного экземпляра - двадцать восемь тысяч долларов.

    Также советская власть не разрешила выпуск марки под названием «Рейс мира и дружбы». Оценочная стоимость редкого экземпляра 10-20 тыс. долларов.

    Марки с огрехами печати

    Есть экземпляры, которые особенно ценятся из-за типографских ошибок. Такая особенность делает их эксклюзивными. К таким относится марка «Леваневский с надпечаткой». Серия в которую она входит, назвали «Спасение челюскинцев».

    Почтовые марки этого тиража содержат фото летчика Леваневского. В 1935 году появилась марка с надпечаткой «Перелет Москва - Сан-франциско через Сев. Полюс 1935 году». Из-за маленькой буквы ф и перевернутого штепселя и была определенна сверхценность марок, которые помещались на двух листах. В специальный каталог занесены редкие марки. Виды марок здесь подробно описаны, есть их история и фото.

    Редкие разновидности были также и среди авиапочтовых экземпляров. В 1923 году они впервые были выпущены для доставки корреспонденции по воздуху. Первый тираж был очень маленьким и состоял из 4 красочных экземпляров. На них было нанесено изображение самолета Фоккер F-111.

    В этой статье мы хотели обратить ваше внимание на такой интересный объект изучения филателии, как марки. Виды марок (редкие экземпляры), которые изучают коллекционеры, помогают историкам глубже узнать о нашем славном прошлом. Такая почтовая валюта очень удобна не только в плане оплаты, но и помогает отсортировать письма намного быстрее. Кажая страна и регион имеют свои опознавательные знаки.

    Ранние марки печатали тремя способами: это гравирование на меди или стали (краска как бы выдаётся над бумагой), типографский способ (на оборотной стороне марки появляются следы рельефа) и литографский способ (обе стороны марки гладкие).

    В современности различают три способа печати, в зависимости от того, какими частями печатной формы краска переносится на бумагу - высокую, плоскую и глубокую печать. При высокой печати оригинал марки фотографируют через светофильтры (для каждой краски в отдельности) и растр, представляющий собой прозрачную пластину с сеткой тонких черных линий. В итоге получается растровое изображение, разбитое на множество точек. Растровое изображение копируется на металлическую пластину, покрытую светочувствительным слоем, которая подвергается химическому травлению кислотами, в результате чего образуются печатающие и пробельные элементы - получается печатная форма. При плоской печати печатающие и пробельные элементы формы находятся в одной плоскости. Распространенный вид глубокой печати - металлография. Гравюра на металле дает наиболее четкий и завершенный рисунок, но это очень трудоемкий процесс. Зато такая марка - произведение искусства, как картина художника. Например, таким способом печатали в декабре 1973 года серию «Архитектурные памятники Прибалтики».

    Чтобы марки не подделывали, стали применять различные способы защиты. Например, водяные знаки, также в бумажную массу вкладываются длинные шелковые нити (так называемая дикинсоновская бумага) или маленькие разноцветные шелковые нитки. Позже стали употреблять гофраж - с помощью пресса на марке выдавливали значок таким образом, что бумага пробивалась насквозь, краска проходила через нарезы бумаги и штемпель не мог быть удален. На некоторых марках делали мелкие пометки, которые видны только под микроскопом. Кроме того, употребляли такие краски, которые при соприкосновении с жидкостью смывались.


    Традиционной формой с давних времен считается горизонтальный или же вертикальный прямоугольник. Однако известны и другие. Например, квадрат. Такими были первые марки Баварии («Чёрная единица», 1849 год) и Саксонии («Саксонская тройка», 1850 год). Эта форма широко использовалась и в Советском Союзе. Серия в честь Всемирной спартакиады (1935 года) имеет форму квадрата, стоящего на вершине. Также есть треугольные марки, марки в форме ромба, трапеции, овала. Круглыми были марки, выпущенные в 1973 году в Бутане . Это настоящие граммпластинки, которые содержат традиционные народные песни и устный рассказ о королевстве – как на английском, так и на бутанском языке.


    А в 2008 году в честь европейского турнира по футболу в Австрии выпустили первую в мире марку, сделанную из материала футбольного мяча. Интересно, что в некоторых странах используют свободную форму. Например, марка может повторять форму карты государства (Сьерра-Леоне , 1964), кокосового ореха (Тонга ), банана (Тонга), очертаний Гибралтар ской скалы (Гибралтар).


    Материал

    Здесь тоже есть множество вариаций. Стандартной является белая (мелованная) бумага. Однако встречаются марки из папиросной бумаги, папируса (такие были в Египте ), шелка (Бутан и Монголия ), алюминия (Венгрия ), золота, стали, меди, дерева, ткани и даже шоколада!


    Были даже марки на оборотной стороне недопечатанных рублей Рижского Совета - Латвия , оборотной стороне топографических карт - Латвия, оборотной стороне неразрезанных листов керенок, различных этикеток товаров и даже на линованной тетрадной бумаге - во время Гражданской войны.


    При изготовлении марок раньше использовали гуммиарабик, а также раствор декстрина; в настоящее время употребляются синтетические клеевые составы (клей ПВА). Некоторые марки даже делают с добавлением сахарина и других улучшающих вкус компонентов, чтобы привлечь покупателей. Например, в 1960-х годах во Франции были выпущены так называемые «вкусные» марки, где в клей добавлялись лимонный сок, мята, ванилин. И даже была выпущена марка с добавкой перца. Сейчас же распространение получили самоклеящиеся марки.