(13 голосов : 4,7 из 5 )

Появление детей в православной семье всегда большая радость. Жизнь продолжается, ребенок, воплощение родительской любви, как будто замыкает круг, окончательно объединяет и делает более полной семью. И вполне естественно желание родителей приобщить свое чадо к церковной жизни, сделать его полноправным членом Церкви Христовой.

Конечно, самый первый шаг на этом пути — крещение новорожденного. С того дня, как малыш принимает святое Крещение, он получает право участвовать в Таинствах Церкви, конечно, пока только в Таинстве Евхаристии, то есть — причащаться.

Пока ребенок мал, родители, придя в храм, могут держать его на руках или в коляске. Младенцы большей частью спят, и поэтому не доставляют особых хлопот своим родителям. Но вот пролетел год, и в один прекрасный день сын или дочь входят в храм уже на своих ногах. И с этого и начинаются проблемы…

Нередко приходится слышать от прихожан жалобы на то, что малые дети мешают молиться. Хочется побыть в тишине, а тут — то бегают, то кричат, то салки-пряталки. И как быть? Как быть прихожанам, которые рассчитывают на благоговейную обстановку во время богослужения? И как быть молодым матерям — совсем не водить детей в храм?

Решение этого вопроса не может быть однобоким. Строится оно на компромиссах, впрочем, как многое в этой жизни, и идти навстречу друг другу должны обе стороны.

Прихожане должны понимать, что нельзя лишать детей богослужения и причастия. И их терпеливое и понимающее отношение к шумящим детям — маленькая жертва ради Христа, потому что детей привели в храм, чтобы и они вкусили радости пребывания с Богом. Дети шумят не потому, что они неблагочестивы или одержимы. Они шумят потому, что они не могут иначе, ведь они всего лишь дети. Понимая неудовольствие молящихся, все же необходимо напомнить о том, что надо быть терпимее и снисходительнее и о призыве Господа не мешать детям приходить к Нему.

А теперь обратимся к мамам и папам. Ваше желание посещать храм вместе с ребенком вполне понятно и похвально. Однако не стоит забывать, что детишки могут на самом деле мешать богослужению и молитве других людей, поэтому свои посещения храма с маленькими детьми необходимо как следует продумывать. Да, они дети и им многое позволительно. Многое, но не все.

Прежде всего, хочется упредить от следования рекомендациям, размещенным в некоторых православных книгах: ребенка надо водить в храм как можно чаще и на как можно дольше, а желательно — стоять с ним всю службу от звонка до звонка. Мол, так дети учатся находиться в храме. Ничего подобного. Физическое нахождение ребенка в храме не приучает его к богослужению и не делает его автоматически православным. Да, дети довольно быстро усваивают обстановку богослужения, и привыкают к ней, но привыкают в худшем понимании этого слова.

Не гонитесь за благочестивыми рекордами, как это делают некоторые папы и мамы, стремящиеся взрастить второго Сергия Радонежского или Ксению Петербургскую. Неумелым, грубым «приучением» к храму вы можете только оттолкнуть ребенка от него. Принимайте своего ребенка таким, каков он есть, каким его сотворил Господь, не всем дано быть великим подвижниками от утробы матери, а если уж вашему ребенку уготовано стать светочем православия, то святость его не минет.

До определенного возраста ребенку невозможно объяснить, как надо вести себя в храме, да и в силу своего возраста дитя не сможет простоять на месте два часа, ведь дети как будто сотканы из энергии. Чем активнее ребенок, тем выше вероятность того, что помнется он, помнется рядом с матерью, да и побежит искать развлечений. В итоге дети в храме начинают играть, шуметь, рисовать, ползать по солее, валяться по полу, в то время, как их мамы стоят, погруженные в молитву. Способствует ли такое нахождение в храме взращиванию благочестивого христианина? Ответ на поверхности. Вместо привития благоговейного отношения к богослужению, ребенок получает весьма негативный урок: в церкви скучно, там нечем заняться, поход в храм — просто убийство времени. Ни в коем случае нельзя, приводя дитя в храм, отпускать его на вольный выпас! Если вы пришли с ребенком в храм, вы должны контролировать то, чем он занят во время богослужения. А, значит, вы должны приходить в церковь на такое количество времени, в течение которого сможете это делать.

Самое главное в этом вопросе — индивидуальный подход. Никто, кроме самих родителей, не знает своего ребенка настолько хорошо, чтобы дать рекомендацию — как часто приводить дитя в храм и на сколько. Такие решения полномочны принимать исключительно сами родители. Дети бывают разные — шустрые и не очень, шумливые и тихони, терпеливые и с «полкило взрывчатки». Поэтому с активными детьми надо приходить ближе к причастию, с детьми спокойными можно и пораньше — главное, чтобы они не успевали заскучать, и не возникало желания предаваться безделью.

Детям постарше уже можно объяснять ход богослужения. Ребенку, который знает, что происходит в храме, уже не будет так скучно на богослужении, он будет чувствовать себя его участником, а не просто сторонним наблюдателем. Дома вместо молитвенного правила, можно использовать церковные песнопения, объясняя незнакомые слова — так ребенок научится понимать пение, а затем и сами молитвы.

С маленькими детьми лучше находиться в трапезной части храма, позади всех молящихся, — так вы будете меньше привлекать к себе внимания, да и если ребенок закапризничает, с ним будет проще выйти из храма на улицу. Шумные игры и чрезмерно активные разговоры детей следует, конечно, пресекать. С одной стороны, конечно, — «что с них взять — дети», но с другой с самого раннего возраста необходимо устанавливать меру. Да, на довольно продолжительное время, два-три года, а, может, и больше ваша пребывание в церкви будет большей частью посвящено не молитве, а слежению за маленькими непоседами — это тоже часть материнского креста, одна из его составляющих. Быть родителем значит, приносить значительную часть своих интересов в жертву. Это касается и привычного распорядка духовной жизни.

Как же быть, если очень хочется спокойно постоять на богослужении? Особенно, если собираешься причаститься? Ребенка вовсе необязательно водить на все без исключения службы. Если у вас есть кто-то, кто может посидеть с малышом во время вашего отсутствия: муж, мама, свекровь, сестра, брат, подруга или наемная няня — замечательно. Привлекайте родственников к помощи. Если же такого человека нет, то надо приходить с ребенком не на все богослужение, а ближе к причастию. Если вы с супругом оба посещаете храм, то можно чередоваться: в один день молится мама, а за ребенком следит отец, в другой день молится папа, а мама следит за ребенком.

И да умудрит нас Господь!

Азбука воспитания

(5 голосов : 4,4 из 5 )

Одноименная статья книги: С.С. Куломзина. Что значит молиться Богу? – М.: «Православный паломник-М», 2002 г.

Участие в богослужебной жизни Церкви является для нас, православных христиан, самым существенным, самым живым опытом жизни с Богом, жизни в Церкви. Именно за богослужением испытываем мы всего сильнее реальность нашей веры, чувствуем свою жизнь в Церкви, жизнь с Богом. Недаром очень часто для тех из нас, которые утратили горячность и непосредственность веры, красота богослужения - например, торжественность пасхальной ночной службы - все еще вызывает умиление. Недаром, согласно историческому преданию, наши предки-язычники избрали христианскую православную веру, пораженные благолепием богослужения. «Не знали мы, на небе ли мы или на земле…», - говорили послы князя Владимир а, побывав на богослужении в храме св. Софии в Константинополе.

А в то же время каждому из нас, воспитывающих своих детей, внуков или преподающих детям в церковных школах, хорошо известно, как трудно дается детям обязательное посещение богослужения, как они тяготятся длинными службами, как плохо ведут себя порой в церкви. «Я не хочу идти в церковь…», «Службы слишком длинные…», «В церкви скучно, душно, жарко…», «Я ничего не понимаю в церкви…», «Трудно стоять…» Как часто и в каком разнообразии слышим мы эти и подобные жалобы. Помню, как в классных занятиях с подростками я несколько раз задавала им вопрос: «Что самое трудное в том, чтобы быть православным христианином?» И каждый раз почти все писали: «Слишком длинные богослужения». Не легко, не сразу, не сама собой воспитывается способность сознательного участия в богослужении. Конечно, бывают прорывы, и нам удается вдруг увидеть в ребенке разгорающийся огонек духовной жизни. Помню одиннадцатилетнюю девочку, поехавшую с дедушкой и бабушкой провести несколько дней в палатке в прекрасных диких горах. Любуясь видом на горы, она повторяла любимое выражение деда: «Умопомрачительно, умопомрачительно красиво! Ах, как красиво…» И вдруг добавила: «Знаешь, как в церкви бывает». Да, подумала бабушка, значит, знает она, что такое богослужение.

Мне кажется, что всем нам, думающим о религиозном развитии и воспитании наших детей, необходимо внимательно и серьезно продумать вопрос об участии наших детей в богослужебной жизни Церкви. Продумать трезво и смиренно, с благоговением к содержанию богослужения и с любовью - зрячей любовью - к детям. Недаром вопрос о поведении детей вставал у самого истока христианства. Ученикам Христа казалось, что маленькие дети мешают людям слушать Спасителя, и они старались отогнать их. Но Господь вознегодовал и сказал: «Пустите детей и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». И обняв их, возложил руки на них» (; ).

Как можем мы ввести наших детей в богослужебную жизнь Церкви? Мне кажется, что в наших церквах для младенцев на руках у матерей нет особых затруднений. На руках у матери младенцу хорошо и покойно, никто не торопится, не уходит, не оставляет его одного. Необычные звуки пения, необычное освещение, запах ладана, блеск утвари и облачений - все это развлекает младенца. Даже Святое Причастие и раздача антидора воспринимаются как некое угощение. И это свято и праведно и не вызывает раздражения у взрослых молящихся. Но двух- и трехлетнего ребенка на руках не удержать. Он не может долго быть без движения, когда он бодрствует. Понимать он еще никаких слов богослужения не может, да и самые понятия, связанные со словами молитв, для него еще не существуют. Он должен двигаться, трогать, пробовать, он не понимает, что значит говорить шепотом. Думаю, что родителям детей этого возраста приходится до известной степени жертвовать собой - приводить маленьких детей только на часть службы, находить в церкви уголок, где возня малышей меньше мешает взрослым. Нужно давать маленьким детям как можно больше возможностей делать что-нибудь в церкви: поставить свечку, приложиться к иконе, получить просфору, подходить к Причастию.

Если ребенок постоянно причащался с самого младенчества, затруднений с причастием обычно не бывает, но когда ребенка начинают причащать в два, три года, дети часто отказываются, боятся - может быть, отождествляют это с лекарством или прививкой у доктора. Мне кажется, что причащать насильно орущих детей - неправильно. Всегда с умилением вспоминаю старого нашего, простого батюшку, который радовался тому, как охотно причащалась моя шестимесячная дочь. Он был огорчен, когда после какой-то болезни, во время которой ей давали лекарство с ложечки, она вдруг расплакалась и не захотела причащаться. Придя к нам в гости пить чай, батюшка стал угощать малышку вареньем с ложечки, «чтобы она знала, что он ей всегда дает вкусное…» Думается мне, что какая-то подготовка такого рода может быть осуществлена и родителями. Видела я также, как мать одного такого боящегося ребенка причащалась только сама, держа ребенка на руках. После того как он несколько раз был поднесен к Чаше и видел, как причащается мать, он стал охотно причащаться и сам.

Начиная с четырех-пяти лет можно и нужно приучать детей к тому, что есть какой-то порядок, ход богослужения. Конечно, для этого надо, чтобы дети стояли где-нибудь, откуда они видят богослужение, а не в толпе. За Божественной Литургией есть моменты, которые совсем маленькие дети могут узнавать и отличать. «Вот видишь, батюшка выходит и несет большую книгу. Это святая книга про Иисуса Христа. Батюшка потом будет читать из нее». Вот первое объяснение Малого Входа.

А что касается чтения Евангелия, то хорошо, если родители еще дома расскажут детям простыми словами содержание евангельского чтения и в церкви напомнят о рассказанном.

Объяснение самого Таинства Евхаристии начинается с объяснения Великого Входа, во время пения Херувимской. Пяти – шестилетним детям достаточно объяснить, что батюшка переносит на престол хлеб и вино, которые потом станут Причастием. Годам к семи-восьми дети способны воспринимать более глубокое понимание Таинства. Начинать объяснение надо всегда с рассказа о Тайной Вечери, о том, как Господь впервые причастил своих учеников, В евангельском повествовании много подробностей, для детей интересных и впечатляющих, - как была найдена комната для вечери, как Господь умыл ноги ученикам, куда Иуда ушел с вечери. Дети представляют все это себе очень реалистично. Помню, как пятилетняя девочка, разглядывая картину Тайной Вечери, сама объяснила отсутствие на ней женщин, верно следовавших за Христом, тем, что «они, конечно, были на кухне и готовили ужин». Объясняя детям слова «Приимите и ядите, сие есть Тело Мое…», «и сия есть Кровь Моя», следует быть осторожными. Бывали случаи, когда попытки объяснить эти слова пугали детей, и дети не хотели причащаться. Хорошо начинать объяснение с беседы о том, что человек не может жить без пищи и без питья. Не может жить человек и без Бога, и перед тем, как оставить Своих учеников, Иисус Христос показал им, что Он входит в их жизнь, как входит в нас пища для того, чтобы мы могли жить. В Святом Причастии Бог входит и в нашу жизнь в самом полном и реальном смысле. Божье участие в нашей жизни так же необходимо, как необходимы пища и питье. Причащаясь, мы принимаем Бога в нашу жизнь.

Обычно в церквах Символ Веры и Отче Наш поют все молящиеся, и это дает возможность научить детей участвовать в общем пении, даже если они и путают слова. Объясняя Символ Веры, мне всегда легче было заинтересовать детей до десяти-одиннадцатилетнего возраста рассказом о том, как он был составлен: как сначала христиан преследовали за их веру и каждый христианин был готов умереть за нее, а потом преследования кончились, и сам император и все люди стали называться христианами. Но многие плохо понимали свою веру, и вот Церковь собрала Первый Вселенский собор, чтобы ясно сказать, во что мы верим. Больше трехсот епископов приехало из разных стран, многие из них пострадали за веру и пришли изувеченные, ослепленные, обожженные. Все вместе они составили первые члены Символа Веры… Но подростки в двенадцать-тринадцать лет и старше вполне способны заинтересоваться теми понятиями о Боге, о жизни, о Церкви, о которых говорится в Символе Веры, особенно если это делается языком понятным и объясняется на примерах из жизни, которую они знают теперь. Молитва Господня «Отче Наш» должна быть хорошо знакома всякому ребенку, растущему в христианской семье, и толкование ее должно быть частым предметом для бесед с детьми.

Если дети знают, способны узнавать хотя бы пять-шесть главных моментов Литургии, понимают их значение, им гораздо легче выстаивать службу. И все-таки оставаться долго бездеятельными, неподвижными, безмолвными - детям трудно. Церковная школа может прийти на помощь родителям, привлекая детей к участию в детском хоре, прислуживанию, заботам о храме. Знавала я приходы, где до двадцати пяти мальчиков было привлечено к прислуживанию, где девочки составляли Младшее Сестричество – следили за свечами, разносили просфоры, раздавали приходские листки и т.д. В других приходах устраивалось детское говение, и для Литургии девочки сами пекли просфоры, все дети подавали поминальные листки, а проскомидия совершалась священником в середине храма, где все дети могли стоять кругом и видеть, что делает священник.

Мне кажется, что приходскому священнику надо иногда обращать особое внимание на детей, например - говорить проповедь специально для детей, вызывая их стать спереди, чтобы они могли хорошо слышать. Такое особое внимание к детям очень уместно, например, в начале учебного года или по случаю особо близкого детям праздника, например - Введения во Храм Божьей Матери. Можно устраивать особое детское говение с беседой перед исповедью, можно привлекать детей к чтению в церкви, к участию в детском хоре, в особых крестных ходах. Конечно, все эти формы привлечения детей к участию в богослужении могут быть духовно полезны, могут стать настоящим переживанием, если есть взрослые руководители, благожелательные, любящие и понимающие детей, сами искренно благочестивые. И все-таки и родителям, и воспитателям приходится рано или поздно сталкиваться с вопросом «обязательности» хождения в церковь, посещения богослужений, и разобраться в этом вопросе бывает нелегко. Помню, как однажды летом, в лагере, которым я руководила (для девочек от десяти до восемнадцати лет), пришла ко мне поговорить одна из старших девочек, очень хорошая.

Я слышала разговор о том, что вечерняя и утренняя молитвы и посещение богослужения будут объявлены обязательными… Я хотела попросить вас - не делайте этого. Я с детства училась в русском институте в Сербии, и все там было обязательным - и молитва, и церковь. И так хорошо было здесь идти молиться по собственному желанию, по своей вольной воле. Все будет испорчено, если это будет сделано обязательным.

Я пошла спросить совета у нашего священника и духовника, опытного, старого протоиерея Сергия Четверикова. В разговоре с ним прояснилась формула, которой мы потом всегда старались держаться. «Для всякого православного христианина,- сказал отец Сергий,- молитва и посещение храма обязательны. Но это не может быть принудительным». Обязательно, но не принудительно … В церковь ходить надо, никаких собраний в часы богослужений устраивать нельзя, но никаких наказаний или штрафов за нехождение в церковь нет.

Помню я еще один случай из своего опыта с детьми. Старшая моя дочь, когда ей было лет четырнадцать, как-то спросила меня в воскресенье утром, когда мы все собирались идти в церковь к обедне: «Я должна идти в церковь? Это обязательно?» Вспомнив совет отца Сергия, я ответила: «Всем православным обязательно ходить в церковь, но ты уже не маленькая, тебе самой надо решать, идешь ты или нет». И я ушла в церковь с младшими детьми, без нее, но через десять минут прибежала за нами в церковь и она. Как это ни странно, но через много лет, когда она сама уже была матерью взрослых детей, моя дочь призналась мне, что была очень обижена моим ответом: она хотела ясного решения - надо или не надо, а я ей сказала, что она должна решать сама. Мне лично до сих пор кажется, что я ответила ей правильно.

Любопытным показался мне еще один пример отношения родителей к посещению детьми церкви. Митрополит Сурожский Антоний рассказывал, как однажды, живя в Париже, он зашел по дороге в церковь за своими друзьями Лосскими, у которых были еще маленькие дети. Мать торопливо одевала двоих. А третий стоял в стороне, несколько растерянный, как бы забытый. «Тебе нельзя идти в церковь - сказал ему отец. - Ты слишком плохо вел себя. В церковь можно идти только, когда у тебя на душе мирно и добро».

И еще один пример хочу привести о связи между посещением церкви и общей семейной атмосферой. Одна молодая женщина, мать которой была верующей, а отец - нет, вспоминала: «Мать в церковь с нами часто опаздывала, торопилась, раздражалась на нас. А останешься с отцом - и мы с ним вдвоем так уютно и приятно кофе пьем и разговариваем…» И все эти обстоятельства накладывают свой отпечаток, и все это нам приходится принимать во внимание. Не просто воспитать в детях любовь к богослужению, к посещению храма, а помнить, что связано это со многими другими обстоятельствами и чертами семейной жизни. Все связано со всем.

Нужно сказать, что, даже если мы стараемся объяснять детям богослужение, пытаемся заинтересовать их в возможности какого-то участия в богослужении, все-таки остается несомненной действительностью, что посещение богослужений связано с известной дисциплиной, известным трудом, и не только для детей, но и для взрослых. И думается мне, что воспитание, совершенно лишенное всякого труда, усилия, тренировки воли, дисциплины, - неправильно. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он неподвижно выстаивал длинные и непонятные службы, но можно и нужно понемногу учить его, что есть обстоятельства, когда нельзя громко разговаривать, валяться на полу, балаганить, шуметь. Начинается это с того, что мать с кричащим младенцем на руках выходит из храма. Заставить его замолчать она не может, но кричать в церкви нельзя, и она выходит. Есть моменты богослужения, когда надо стоять, и даже детям нельзя сидеть. Я считаю, что можно, ведя ребенка в церковь, взять с собой тетрадочку и дать ему рисовать, особенно если предложить ему нарисовать что-нибудь, связанное с церковью, с богослужением. Но нельзя брать с собой такую игрушку, которая шумит или занимает много места. Очень полезно детям иметь с собой иллюстрированный молитвослов, который они будут разглядывать, даже когда еще не могут по нему следить за ходом богослужения. А когда они уже научатся свободно читать, они могут сами следить за богослужением.

И опять вспоминаю пример из моей долгой жизни. Пришлось мне быть с группой детей на чтении Двенадцати Евангелий. Среди них была маленькая шестилетняя девочка. В середине службы я предложила ей посидеть на стуле. Серьезно взглянули на меня большие детские голубые глаза, и она прошептала: «Не всегда надо делать, что хочется …»

Подводя итог всему сказанному, мне кажется, что очень важно сознавать, что мы должны научить детей молитве в церкви. Всегда надо помнить, что рост каждой души идет своим особым путем, что каждый ребенок духовно развивается по-своему. Мы, родители и воспитатели, не можем навязывать тот или иной темп развития, тот уровень, тот характер, который нам кажется самым желательным. Мы можем только поливать растение, удобрять почву, выпалывать сорные травы, но сам рост, таинство роста - не в нашей власти и зависит не от нас, а от Бога.

Согласно русской православной традиции, Бог находится в душе у каждого, и для того чтобы его попросить о чем-то, необязательно идти в церковь, поскольку текст мольбы доходит к Богу через слово. Порядок служения в церкви - это лишь земное воплощение веры. Сюда можно прийти, покаяться и получить благословение.

Многим людям очень важно не только чувствовать поддержку Бога в душе, но и видеть его воплощение в иконах, которые находятся в храме. В церкви проводятся богослужения по определенным канонам. Длительность и время начала отличаются в зависимости от церковного праздника.

Расписание проведения литургий

Для церковных обителей нет общего правила проведения Божественных литургий , заутрений, особенно в будни. Открывается храм рано утром. Время проведения определяется самим священником в зависимости от желаний людей, посещающих ее.

По большим христианским праздникам проводится вечерняя и утренняя литургия. Кроме того, молебен проводится в воскресенье. Начало службы в церкви по воскресеньям, как правило, происходит в 7-8 часов утра. В некоторых храмах заутреня и утреня может быть перенесена на час позже или на час раньше. Поэтому о заутрени нужно уточнять у служителей храма , в который вы ходите, сколько длится литургия утром, решают именно они. Вечерня в 19-20 часов. Ночное служение тоже бывает, но только по большим праздникам: Крещение, Пасха. Кроме того, проводится и крестный ход во славу Божью.

Сколько длится служба в церкви, зависит от значимости праздника. В будние дни она может проводиться в течение максимум 2 часов, а воскресная служба в православной церкви доходит и до трех часов.

Во сколько начинается вечерняя служба в церкви, также зависит от масштаба праздника. Самое раннее начало может быть в 16:00, самое позднее - в 18:00. Проходит такое служение в течение 2-4 часов. Если отмечаются церковные праздники, то ее разделяют на вседневную, малую и великую. проводится при использовании всенощного языка.

Виды богослужений

Независимо от того, кто проводит ее и в каком месте, все богослужения подразделяются на суточные, годовые и недельные. В полном объеме службы проводятся в монастырях, и именно монахи следуют всем канонам церкви. Монахи в полном объеме соблюдают правила церковных служений, а вот в маленьких церквушках они проводятся в зависимости от расписания, созданного служителями.

Каждый день недели отмечается в церкви и посвящен определенным моментам :

  • Воскресенье - малая Пасха, в этот день вспоминается воскрешение Христа.
  • Помолиться ангелам можно в понедельник.
  • Иоанн Предтеча слышит молитвы во вторник.
  • В среду вспоминают предательство Иуды и память Креста.
  • Четверг считается апостольским днем и посвящен святителю Николаю.
  • В пятницу проводятся службы, посвященные молитве за страдания Христа.
  • Суббота посвящена Божьей Матери.

Поэтому если у вас нет возможности ходить в церковь регулярно, то можно молитвы читать по дням в зависимости от того, кому они будут предназначены.

Церковные служения в будние дни

Верующие посещают храм не только в субботу или воскресенье, но и в будние дни. Ходить в церковь можно тогда, когда удобно верующему. При этом христианский приход всегда должен быть открыт. Суточный круг богослужений делится на 9 разных частей, и в него входят :

  • Начало круга происходит с 18:00.
  • Повечерие - чтение молитв в вечерний период.
  • С 12:00 ночи ведется полунощница.
  • Заутреня делится на следующее: первый час - с 7:00, третий час - с 9:00, шестой час - с 12:00, девятый час с 15:00.

Литургия, проводимая с 6:00, 9:00 и до 12:00, в суточный круг церковного служения не входит. Говоря об идеальном богослужении, каждый храм должен в это время работать, и все перечисленные службы должны проводиться.

Особенность их проведения зависит исключительно от главного священника церкви. В деревнях ранние и поздние чтения молитв происходят только в крупных храмах.

Служба в храме

Как было уже сказано, служба проводится в каждом храме, единственное, что есть разница во времени проведения и ее длительности. В течение суток главным богослужением является Божественная литургия.

На службе читается молитва, вспоминают Христа, а заканчивается она приглашением всех желающих пройти таинство Причастия. Оно проводится в промежутке времени между 6 и 9 часами.

В воскресенье проводится, как правило, одна служба, и называется она Евхаристической. Служба в этот день идет одна за другой. Утреня сменяется обедней, а обедня, в свою очередь, сменяется вечерней службой.

Не так давно в церковном Уставе были изменения, и теперь повечерье проводится только во время начала Великого поста. Если речь идет о церковных праздниках, то служба может не останавливаться, и одна сменяет другую.

Кроме больших служб, в церкви могут проводиться обряды и таинства, прочтение вечерних и утренних молитв, чтение акафистов в храме и многое другое. Все богослужения, независимо от времени проведения, ведется служителем храма, а посетители становятся его участниками.

Посещение церкви, прочтение молитвы на ночь или днем - это исключительно дело каждого. Никто не может заставить человека идти в храм и молиться. Только сам человек решает для себя, как поступить, что посетить и как донести свою мольбу к Богу.

Учеба - самое важное занятие школьников и студентов. Поэтому ежегодно 1 сентября в праздник Дня Знаний - начала учебного года, во всех православных храмах совершается молебен с призыванием Божиего благословения.

Помимо молебна, Церковью совершается краткая молитва о даровании ученикам духа премудрости и разума , о понимании детьми учения Слова Божиего.

Как заказать молебен? Каким святым возносится молитва об учащихся?

Сергий Радонежский

Святой помогает достойно учиться, получать хорошие оценки, по окончании школы поступить в ВУЗ.

Варфоломею, так звали будущего инока, тяжко давалось учение, даже при чтении Священного Писания он совершал множество ошибок. Понимая трудности, мальчик всей душой просил Бога помочь ему в учении. И однажды пред ним явился ангел в образе монаха, пообещавший мальчику в скором времени стать самым образованным ребенком в окружении.

Молитвы святым об учебе:

Молитва Сергию Радонежскому

О, священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве твоея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый!Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к Тебе с любовию притекающия.Испроси нам от Великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен: веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делех благих преспеяние и благословение, младенцем воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшного суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.

Родительская молитва и личные молитвословия учащихся

Господи Боже и Создателю наш, образом Своим нас, людей, украсивший, избранных Твоих научивший закону Твоему, так что внимающие ему дивятся, детям тайны премудрости открывший, Соломону и всем ищущим ее даровавший - открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих (имена), чтобы уразуметь силу закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение, для славы Пресвятого имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей.

Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все время жизни их, да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих.

И так наученные прославят Пресвятое имя Твое и будут наследниками Царствия Твоего, ибо Ты - Бог, крепок милостию и благ крепостью, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Иисусу, Господу нашему

Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимающе преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.

Пред иконой молятся об успехе отроков, при их умственной отсталости.

Молитва Иконе Божией Матери «Ключ разумения»

Премудросте Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави ко Христу моляще усердно. Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.

Тропарь, глас 4:

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиренний, и припадем, в покаянии зовущие из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши: потщися, погибаем от множества погрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Молитва Пророку Науму

Один из пророков, живших в VII веке до Рождества Христова.

Молитва Пророку Науму

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко влаетем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва Праведному Иоанну Кронштадтскому

Маленькому Иоанну тяжело давалась учеба и он горячо молился Богу о даровании помощи. Однажды произошло чудо и раскрылся его умственный талант, после чего мальчик успешно понимал и принимал знания, запоминал, читал и писал.

Молитва Иоанну Кронштадтскому

О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал: Имя Тебе -любовь: не отвергни меня, заблуждающагося. Имя Тебе - Сила: укрепи меня, изнемогающего и падающаго. Имя Тебе -Свет: просвяти душу мою, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе -Мир: умири мятущуюся душу мою. Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и не осужденно причащатися Христовых Таин. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов, видимых и невидимых, избави. Светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святые подвиги пастырского делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юное настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари! Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междуусобныя брани, расточенная собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Собор-ней и Апостольской Церкви. Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и нас на путь спасения настави. Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Молитва Мученику Неофиту

Чудотворцу Неофиту молятся о просветлении разума.

Молитва Чудотворцу Неофиту

Мученик Твой, Господи, Неофите во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзности. Того молитвами спаси души наша. Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетель-ми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Кирилл и Мефодий, первоучители Словенские

Воин Мефодий, познав житейскую суету, ушел в иноки и с усердием исполнял монашеские обеты. Его брат Константин успешно обучался наукам, был воздержанным юношей.

Вскоре он стал священником при одном из Константинопольских храмов, защищал православие в спорах с еретиками и неверными. Позже он ушел к брату на гору Олимп, жил в постничестве, проводя все время в молитве и за чтением книг, затем принял иночество с именем Кирилл.

Вскоре братьям Свыше была открыта славянская азбука. Через некоторое время после изнурительного недуга Кирилл преставился ко Господу, а Мефодий был посвящен в епископы.

Молитва Кириллу и Мефодию

О преславнии язык словенских учителие и просветителие, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле. К вам, яко чада ко отцем, светом учений и писмен ваших просвещеннии и в вере Христовой наставленнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Аще бо и завет ваших, яко чада непокоривая, не соблюдохом и о угождении Богу, якоже учисте, небрегохом, и от единомыслия и любве, юже словеном, яко братиям в вере и по плоти, добре завещаете, отпадохом, обаче, якоже древле в житии вашем неблагодарных и недостойных не отвращаете тщи, но благими за злая воздавасте, тако и ныне грешных и недостойных чад ваши молитвы не отвратите, но, яко велие имуще дерзновение ко Господу, прилежно Того молите, да наставит и обратит нас на путь спасения, распри же и раздоры, посреде единоверных братии возникающия, умирит, отпадшия паки во единомыслие приведет и всех нас единением духа и любве во единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви соединит. Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведника ко благосердию Владыки, аще и о грешных людех приносима бывает. Не оставите убо нас, унылых и недостойных чад ваших, ихже грех ради паства ваша, вами собранная, враждою разделяема и соблазны от иноверных прельщаема, умалися, овцы же ея словесныя разсеваемы, от волков мысленных восхищаются, дадите убо нам молитвами вашими о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим и тако, в житии богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога прославим во веки веков. Аминь.

Внешний вид входящего в храм

Одежда прихожанина должна быть скромной и чистой. Тон облачения следует выбирать спокойных цветов, «кричащая» одежда в церкви ни к чему. Иногда рекомендуется надевать одежду определенных тонов, к примеру: светлое облачение и красный платок (женщинам) на Пасху, темную одежду в дни Великого поста.

К исповеди и причастию дамам нужно надеть юбку, но ее длина должна быть не выше колена. На кофте или блузе следует избегать декольте и прозрачной ткани. Обувь должна быть удобной, ведь на богослужениях приходится долго стоять.

Важное о внешнем:

Не рекомендуется использовать косметику, особенно губную помаду - в храме прикладываются губами к ликам святых, распятию и руке священнослужителя.

Мужчинам возбраняется приходить в шортах, майках, спортивных костюмах.

Поведение в храме

В Доме Божием не принято:

  • вести беседы - это отвлекает прихожан от молитвы;
  • молиться и петь вслух, подпевать хору - мешает «соседям» следить за ходом богослужения;
  • возжигать свечи на подсвечнике во время чтения Евангелия, пения Херувимской и евхаристического канона на литургии.
Покупать свечи, заказывать молебны и сорокоусты, приобретать литературу следует накануне Божественной службы, а не во время ее.

Во время соборной молитвы, когда прихожане преклоняют колени, нужно принять ту же позу.

Нельзя держать руки в карманах, жевать жвачку.

Придя в храм с детьми, следует следить за их поведением, не допускать баловства. Нельзя приводить в храм животных и птиц.

Уходить из церкви ранее окончания богослужения неуместно, это могут сделать лишь больные люди и те, кому ранний уход слишком необходим.

Обращение с иконами

При входе в зал церкви следует приложиться к иконе, лежащей в центре на аналое. Обычно это икона праздника или святого, чья память почитается в этот день.

Предварительно следует наложить на себя дважды крестное знамение, поклониться, поцеловать икону и снова перекреститься.

Прихожанину не следует обходить с целованием все иконы храма и иконостаса, это должен делать лишь архиерей.

Добровольные пожертвования

Так называемую жертву (или десятину) прихожане приносят в основном деньгами, продуктами для священнической трапезы и любыми вещами, которые необходимы для жизнедеятельности церкви (вино, ткань, лампадное масло и т.д.).

Среди верующих принято совершать пожертвования как на храм, так и на милостыню нуждающимся, находящимся на паперти.

Сумма пожертвования зависит от достатка прихожанина, никаких строгих правил, определенных сумм и прейскурантов не существует.

Каждому чаду требуется забота. Ему необходимо прививать желание учиться и познавать обычаи и традиции общества. Над этой темой должны трудиться все семьи, особенно православные, и конечно же, не забывать благодарить Господа за помощь и поданные щедроты.

Молитвы о помощи в учебе

Здесь вы можете заказать Молебен - молитву с особым прошением об успехах в учебе, даровании ума, успешной сдаче экзамена, поступлениии в ВУЗ и помощи в усвоении учебного материала к святым угодникам Божиим, которые не раз проявлялись, как скорые помощники учащихся.

Места исполнения треб и молебнов:

Молебен у иконы Пресвятой Богородицы "Прибавление ума" в Даниловом мужском монастыре;

Молебен у святых мощей блж. Матроны Московской в Покровском монастыре;

Молебен у святых мощей свт. Николая Чудотвореца в Базилике Николая Чудотворца в г.Бари, Италия (обряд совершаетя священником РПЦ один раз в неделю);

Молебен у святых мощей преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре и Свято-Вознесенской Давидовой Пустыни;

Молебен у святых мощей мученицы Татианы Римской в Свято-Вознесенской Давидовой Пустыни.


Молитва за детей и взрослых непременно должна присутствовать в жизни каждой семьи. Да и вообще, молитва. С неё должен начинаться и заканчиваться каждый день, каждое дело, каждое благое начинание.

Тяга к получению знаний очень похвальна. Образованные люди подкрепяют свою Веру Знаниями. Ведь Знания о мире, который создал Господь только прославляют Его. В помощь по такому благому делу, как поступление в ВУЗ, будет сильная молитва. Её может произносить и сам студент и все, кто желает ему успешной сдачи экзамена. Такая мольба может звучать в институте или в школе при поступлении, в момент сдачи экзамена, ЕГЭ или ОГЭ . Слова можно произносить как вслух, так и про себя. Главное - пустить веру в милость и помощь Божию в собственное сердце и распахнуть его перед Господом.

Молитва перед экзаменом о помощи в поступлении

Если же вы хотите, чтобы молебен, молитва-просьба увеличила свою силу, нужно, чтобы она шла не только из уст просителя, а и звучала в святом месте из уст священника и паствы. Лучше, когда мольбы звучат в храме или в монастыре - это называется соборная молитва. Сила их умножается на силу молящихся и намоленого места.

Если нет возможности посетить тот храм, который вы считаете самым лучшим для прочтения вашей мольбы, закажите молебен через Интернет. Возможности нашего сайта позволяют сделать это в режиме «онлайн». Родители могут подать записку о сдаче ребенком, сыном или дочерью экзамена на отлично ил на хорошую отметку. Заказ молебна об успешном поступлении можно оформить на одной из специальных страниц. Для этого нужно написать записку.

К какому святому обращать свои просьбы?

Есть много канонизированных святых, которые прославились на ниве просвещения. Именно к ним обычно обращают молитвы о помощи на экзамене в университете. Если вы хотите поступить на бюджет в институт на гражданскую специальность или в военное училище, получить водительское удостоверение, права в ГИБДД или иметь хороший результат по математике на промежуточных экзаменах в школе, можно помолиться святым:

  1. . . Великие чудеса творит этот святой. За это почитается он более других. Молитва о выборе правильного решения (в народе - везение) в разных делах и о получении хорошей оценки на экзаменах будет услышана угодником Божиим.
  1. . . Блаженная старица и при жизни и после упокоения помогает людям. Сам праведный Иоанн Кронштадский считал её своей сменой и восьмым столпом России . Обратите к ней молитву о поступлении в колледж или в техникум.
  1. . . Именно этот преподобный ещё при жизни основал несколько монастырей и ратовал за возрождение русской духовности и учёности. Он считается покровителем студентов и учащихся.
  1. . . Эта мученица я вляется Небесной покровительницей МГУ и всех студентов. Татьянин день отмечают все, кто стремится к знаниям. Чтобы просить помощи, сил и знаний сдать экзамены нужно произнести молитву святой мученнице Татиане Римской.

Особой силой обладает молитва Богородице у . Её прочтение перед принесёт пользу дочери или сыну от матери, которая считает удачей просвещение и получение знаний для своих детей. Закажите через сайт молебен - прочтение молитв перед святыми мощами почитаемых святых и (или) у православных икон, которые хранятся в крупнейших монастырях и храмах России .